Главные вкладки

    Коррекционно- развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Наши эмоции"
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

    Суханова Татьяна Борисовна

    Коррекционно-развивающее занятие «Наши эмоции» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Занятия на развитие эмоций и эмоционального интеллекта всегда остаются актуальными в работе с детьми дошкольного возраста. Они заставляют детей задуматься о том, что окружающие их дети и взрослые, так же как и все, способны находится в разном эмоциональном состоянии.   Способность понимать чужое настроение и правильно реагировать на него в различных ситуациях – важная составляющая в развитии эмоционального интеллекта, который является основой социального благополучия в будущем.

    На основании вышеизложенного ставились цели и задачи занятия:

    формировать осознанное восприятие эмоций; умение адекватно выражать эмоциональное состояние; умение понимать эмоциональное состояние других людей;  (дети хорошо различали эмоциональные состояния: мальчик, гриб, рыба  - и активно участвовали в оптимизации их настроения, были непосредственны, искренни и положительно настроены);

    -развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния; произвольную регуляцию поведения (дети старались выслушать друг друга, не перебивать, следовали правилам);

    - учить улавливать основные телесные ощущения (танец «Морская сюита» был направлен на развитие подражательных способностей);

    - повышать групповую сплоченность (дети чувствовали себя сплоченной группой и старались выполнить задания и преодолеть трудности – игра «Сердитый гриб»);

              -развивать психические процессы: память, воображение, пространственные представления, общую моторику(прослеживалось в заданиях на протяжении всего занятия).

    В процессе занятия применялись различные методы: наглядные (мультимедийная презентация), практические (изобрази эмоцию, игра «сердитый гриб»), словесные (расскажи когда бывает это настроение). И приемы -  показ способа действия (танец «Морская сюита»).

    Занятие вполне может использоваться другими педагогами в своей практике по темам: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», и любых интегрированных занятиях.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx34.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида № 8

    Усть-Кутского муниципального образования

            Муниципальный конкурс

    «Лучшая методическая разработка»

    Номинация №1. Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая

    в рамках освоения основной образовательной программы.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия

    «Наши эмоции».

    Автор: Суханова Татьяна Борисовна

    Педагог-психолог.

    Усть-Кут

    2018г.

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    Информационная справка

    Краткие сведения о группе воспитанников: дети старшего дошкольного возраста (старшей или подготовительной группы) в количестве 8-10 человек.

    Цели и задачи занятия: 

     - формировать осознанное восприятие эмоций; умение адекватно выражать эмоциональное состояние; умение понимать эмоциональное состояние других людей;

    -развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния; произвольную регуляцию поведения;

    - учить улавливать основные телесные ощущения;

    - повышать групповую сплоченность

              -развивать психические процессы: память, воображение, пространственные представления, общую моторику.

    Форма организации занятия: работа в малых группах (с детьми, нуждающимися в коррекции эмоционально-волевой сферы) с элементами, музыкотерапии, танцевальной терапии и методами релаксации.

    Используемые педагогические технологии: Игровые технологии. Строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

    Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

    Коррекционно-развивающие  технологии: Технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения элементами  сказкотерапии, музыкотерапии.  

    Планируемые результаты:  

    1. Развитие, осознание и понимание собственных эмоции и эмоций окружающих;

    2.         Развитие способности к сопереживанию, пониманию состояний и переживаний других людей;

    3.        Обучение способам поведения в отношении других людей, умению устанавливать и поддерживать контакты, уметь сотрудничать, избегать конфликтных ситуации.

    4.         Развитие навыков произвольного управления своим поведением, регулирования эмоционального состояния.

    Практическая значимость: Исходя из поставленных целей и задач, планируемых результатов, занятие несет достаточно большую практическую значимость. Дети учатся распознавать эмоциональное состояние окружающих с помощью наглядного материала и на практике в игровой деятельности. Учатся не только сочувствовать друг- другу, но и стараться помочь в улучшении настроения, предложить свои варианты. Учатся сопереживать, с пользой обращаться к собственному жизненному опыту.

    Материалы: дидактические карточки из серии «Развиваем эмоциональный интеллект», мультимедийная презентация, воздушные шарики, музыкальное сопровождение.

    Ход занятия:

    Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть! Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)                                                                Что бы ваше настроение подольше оставалось хорошим, предлагаю вам поздороваться друг с другом и назвать своего соседа ласково по имени. (Здравствуй, Олечка!; Привет Анечка!)  Дети выполняют задание.

    Скажите ребята, настроение ваше улучшилось? Ответы детей.

    Педагог-психолог: Ребята, настроение бывает не только хорошим, но и каким то другим. Ребята из других групп написали нам небольшие записки, где рассказывают о своем настроении и спрашивают у вас – бывает ли свами подобное. Давайте почитаем?

     - На день рождения Маше подарили много подарков. Она очень рада! Расскажи, когда ты бываешь очень рад?

     - Саша разозлился на собаку, которая прокусила его мяч. На кого ты иногда злишься?

    - Когда дома никого нет, на улице идет дождь и нечего делать, Оле становится скучно. Когда тебе бывает скучно?

     - В зоопарке обезьяны кувыркались и строили рожи, было смешно. А тебе бывает от чего то смешно?

    (Дети приводят примеры из своего жизненного опыта)

    Педагог-психолог: Но настроение бывает не только у людей, но и у других существ, сказочных персонажей,  животных и даже морских обитателей!                И сегодня я приглашаю вас познакомиться с некоторыми из них угадать их настроение.        Обратите внимание на слайд

    1. Слайд.

    В  зоопарке  бегемот
    Широко  открыл  свой  рот …
    Удивился  мальчик  Саша :
    « Сколько  надо  ему  каши !».

    Педагог-психолог: Какая это эмоция? Правильно, удивление! Давайте покажем как мы удивляемся. (Дети изображают эмоцию). Ребята, а чему вы можете удивиться?(ответы детей)

    Педагог-психолог: Ребята обратите внимание на слайд

    1. Слайд        

    Педагог-психолог: Ребята, скажите, когда вы можете разозлиться? А злится полезно? Почему? И как лучше поступить? С гневом нужно осторожно обращаться, например, так: пусть ко мне подойдут…..  мы покажем, как с помощью воздушных шариков это сделать. (Дети надуваю шарики и отпускают их.) Шарик гнев выражает, но никого не обижает.

    Педагог-психолог: Здорово! А сейчас я приглашаю вас в сказочный лес. Там растут грибы. И вот у нас старый, недовольный гриб. Как вы думаете, почему он такой недобрый, что его расстроило?

    1. Слайд.  На слайде сердитый гриб.  

    Педагог-психолог: предлагаю сыграть вам в игру «Сердитый гриб».

    Игра «Сердитый гриб»

    Хоровод. В центре ребенок, руки над головой изображают шляпку гриба

    Педагог-психолог и дети: Шел по лесу гриб, гриб

    Рассердился гриб, гриб

    Разозлился гриб, гриб

    Разошелся – прыг, прыг

    Стал он топать топ, топ

    По лужам шлепать шлеп, шлеп!

    Гриб: Ох я злой! ох я злой!

    Не играйте со мной!

    Дети: Ты грибок, не злись! Не злись!

    Лучше с нами подружись!

    Глубоко подыши!

    Не ругайся! Не спеши!

    Гриб. Ладно! стану я спокойный

    И хороший и довольный!

    1. Слайд. (Гриб довольный).

    Педагог-психолог: Как хорошо, ребята, Сердитого гриба мы успокоили, научили его не злиться. А теперь пришла пора отгадать следующую  эмоцию.

    Педагог-психолог предлагает послушать музыку. Звучит грустная музыка.

    Педагог-психолог: Ребята, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей). Как верно вы ребята угадали, и музыка вам помогла. Ну что ж, а сейчас отправимся в подводный мир. Обратите внимание на слайд.

    1. Слайд.  (Рыба-капля)

    Педагог-психолог: Эта грустная рыба называется Рыба - Капля (изображение Рыбы-Капли). Рыба-Капля – самый грустный обитатель морских глубин. И один из самых загадочных. У нее совсем нет чешуи, и выглядит она так, как будто находится в состоянии глубокой печали. Давайте попробуем изобразить Рыбу – Каплю. Какая она грустная. (Дети изображают по очереди).

    Педагог-психолог: Ребята! Наверное, не очень приятно жить с таким настроением. Что можно сделать, что бы оно улучшилось? Быть может Рыбе – Капле грустно, потому что  ей не хватает друзей? Предлагаю вам стать для нее друзьями и исполнить танец «Морская сюита», где танцуют морские обитатели и повеселить Рыбу - Каплю.                                                        Но сначала давайте познакомим ее с ними. Это: камни, водоросли, золотая рыбка, краб, рыба - шар, мальки, акула. (Дети повторяют за педагогом-психологом характерные движения всех участников танца).                         Звучит музыкальное сопровождение. Педагог-психолог и дети исполняют танец «Морская сюита».                                                Педагог-психолог: Ну что же, посмотрите, и наша грустная капля развеселилась. Какая же это эмоция? Радость!

    Дети: Радость! Ура!! Как мы можем изобразить такое настроение?

    Педагог-психолог: Здорово вы ребята умеете эмоции узнавать! Ребята, мне очень понравилось с вами сегодня играть, а вам?                                 Дети прощаются и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

    Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

    Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши»

    Закрепление знаний о домашних животных, развитие мышления, памяти, внимания...

    Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Зима. Зимующие птицы"

    Закрепление знаний о зимующих птицах; развитие мышления, памяти, внимания....

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Давайте жить дружно!"

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»Цель: формирование навыков успешного социального взаимодействия.Задачи:...

    Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

    Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими деть...

    «Я и мои эмоции» Программа коррекционно – развивающих занятия для детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми  постепенн...

    программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению

    программа направлена  на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...