Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования
статья по коррекционной педагогике на тему

Яркина Елена Николаевна

В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт положительные результаты, которые позволяют детям успешно продолжить обучение в общеобразовательных школах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_173_vasilek.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Павлюк Тамара Анатольевна, воспитатель, Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек», Россия, г. Тольятти.

Яркина Елена Николаевна, учитель-дефектолог, Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек», Россия, г. Тольятти.

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья

(нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

В настоящее время не только для нашего региона, но и страны в целом, характерным является увеличение количества детей с различными ограничениями здоровья, не имеющими возможности посещать специализированные учреждения. Именно поэтому в образовании стал актуальным вопрос инклюзии.

Работая в структурном подразделении АНО ДО «Планета Детства «Лада», детском саду № 173 «Василек» комбинированного вида для детей с нарушениями зрения, мы накопили опыт по включению детей с различными зрительными диагнозами в образовательный процесс, тем самым создали безбарьерное пространство в рамках психолого-педагогического сопровождения. Самое важное, чему должны научиться педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. В данном выступлении  мы хотели бы поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с нарушением зрения.

Неполноценность зрительного восприятия у детей затрудняет запоминание графического образа буквы, ее отличие от сходных по написанию букв. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность зрительного восприятия на долгое время привязывает ребенка с нарушением зрения к побуквенному чтению. При печатании и письме наблюдается зеркальное и расчлененное написание различных элементов, соскальзывание со строки.

Поэтому на этапе знакомства с буквой используем приемы, способствующие прочному запоминанию образа:  

  • прорисовывание в воздухе пальцами, носом;
  • рисование по точкам;
  • сравнение с реальными предметами (например, л – лестница, ноги);
  • ассоциации с предметами, начинающимися на первый звук;
  • оживление буквы (дети рисуют букву, превращая ее в кого-либо);
  • используем тактильные возможности ребенка – лепим букву, выкладываем из мозаики, спичек, скрепок, кнопок, семечек, выгибаем из проволоки, узнаем на ощупь рельефные изображения;
  • показ букв пальцами;
  • рисование буквы по клеточкам, графические диктанты.

Благодаря этим приемам мы справляемся с проблемой слабого запоминания образа буквы.

В силу нарушения работы зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в нарушении всех структурных компонентов речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. Для детей с нарушением зрения характерна бедность представлений, недостаточное понимание значения слова, поэтому во время образовательной деятельности используются как традиционные методы и приемы, так и современные образовательные технологии, что способствует развитию активности, любознательности, заинтересованности и концентрации внимания детей.

Внедрение интерактивных коммуникативных технологий («Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Аквариум», «Дерево знаний», «Интервью») активизирует процесс общения ребенка-дошкольника с окружающими его взрослыми и сверстниками, формирует речь, развивает игровую и познавательно-исследовательскую деятельность.

Коммуникативные умения позволят ребенку в дальнейшем конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.  

У детей с нарушением зрения в большинстве случаев задерживается развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Это приводит к специфическим недостаткам произношения, которые вызывают трудности при обучении грамоте.

Включение в занятия игровых упражнений по выделению звука из слова, определению его места, по составлению звуковых схем и моделей слова способствует развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Кроме общих недостатков, которые следует учитывать при организации обучения грамоте детей с нарушением зрения, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные отдельным воспитанникам. В нашем детском саду встречаются дети со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности, гиперактивные дети. Все это создает дополнительные трудности в усвоении детьми навыков чтения.

Неотъемлемым компонентом активизации речевых и познавательных способностей ребенка является создание развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Материал, содержащийся в речевых центрах, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал регулярно заменяется или пополняется.

Дидактическое оснащение удовлетворяет потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор.

Хочется еще напомнить о том, что педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, должны учитывать общие требования к использованию демонстрационного и раздаточного материала:

- весь демонстрационный материал предъявляется на доске или мольберте, т.е. в статичном положении;

- размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см; раздаточного – от 2 до 5 см в зависимости от остроты зрения;

- желательно чаще использовать так называемые «лечебные» цвета, которые стимулируют работу сетчатки глаза: красный, желтый, оранжевый и зеленый и их оттенков;

- для детей со сходящимся косоглазием рекомендуются игры и упражнения, предполагающие взор вверх. Для работы за столом таким детям необходима подставка;

- для детей с расходящимся косоглазием рекомендуются игры и занятия, предполагающие взор вниз, подставки для книг и пособий не нужны;

- предпочтительно использовать фоновые экраны для создания контрастности при демонстрации объектов и для работы за столом, преимущественно зеленого цвета, причем для детей с миопией предпочтительнее использовать тёмный фон;

- рассматриваемый объект (изображение или предмет) должен быть без бликов, лишних деталей, с четким контуром, на контрастном однородном фоне.

В нашем детском саду сложилась определенная система подготовки детей к обучению грамоте. Такая скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагогов и воспитателей даёт положительные результаты. Все это позволяет детям успешно продолжить обучение в общеобразовательных школах города.

Библиографический список

  1. Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М: Астрель, 2008. – 176 с.
  2. Плаксина Л.И. теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. – М: Город, 1998. – 130 с.
  3. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2001. – №2. – с. 84-88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕСЕЛАЯ ХАТХА-ЙОГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (нарушение опорно-двигательного аппарата)

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефи...

Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья сред...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обучение плаванию  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» на 2019/20 учебный год...

Статья "Обучение имитации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Имитация – чрезвычайно важный навык, которому необходимо обучать детей, имеющих проблемы с подражанием (чаще всего трудности в этом испытывают дети с расстройством аутистического спектра). Подра...