Инклюзивное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Погорелова Анна Николаевна

                                              

          Смысл инклюзии- “МЫ живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №31 «Буратино» станицы Юго-Северной

муниципального образования Тихорецкий район

Тема: Инклюзивное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                                 Подготовила: учитель-логопед

                                                                                Погорелова Анна Николаевна

        2017год

                                                                                      «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
                                                                                  как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам
                                                                                не хватает только одного: научиться жить
                                                                                на земле, как люди».                               Б.Шоу
                                              

           “МЫ живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии.

Совместное (инклюзивное) образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

        Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка, детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.  Одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

   В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом  детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст.24  Конвенции говорится том, что «в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека».

Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях  решает инклюзивное образование

Согласно закону об образовании, инклюзивное образование – это  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом  разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ  №273 «Об образовании»).

Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование предполагает:

1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном,  а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь.

2. Вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.

3. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 

1.   Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.   Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.   Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.   Все люди нуждаются друг в друге.

5.   Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6.   Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.  Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.   Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

На современном этапе концепция интегрированного образования и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.

Специфика организации коррекционной и воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловливает необходимость подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения. Для начала должны быть изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей. Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:  

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-  обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

-  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Организация инклюзивного образования строится на принципах:

- индивидуального подхода, который предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка

но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

- поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

- социального взаимодействия. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. 

- междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

- вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

- партнерского взаимодействия с семьей Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

- активного включения в образовательный процесс всех его участников. Это предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

- динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

При правильной организации инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения и развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения. Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества. От практики инклюзивного обучения получают пользу как дети с проблемами в развитии, так и дети, развивающиеся типично.

Для детей с проблемами в развитии - это:

- возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;

- увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;

- активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;

- создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.

Дети с типичным развитием:

- начинают понимать те трудности,  с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;

- они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;

- начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;

- с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;

 -в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе.

На сегодняшний день опыт реализации инклюзивной практики в дошкольных учреждениях представлен в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

- Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

- Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

- Детские сады, в которых созданы службы (Службы ранней помощи, Консультативный пункт, Лекотека) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок» – дети разных категорий и специалисты.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

– создание уютного, комфортного пространства для всех;

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество. Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.
Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.

Организация инклюзивной практики требует от ее участников новых профессиональных компетенций, пересмотра функциональных обязанностей, введение новых специалистов. Для работы с детьми с ОВЗ, педагоги образовательного учреждения должны владеть основами коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В детском саду в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития должно быть налажено тесное взаимодействие специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Совместно со специалистами дошкольного учреждения разрабатывается индивидуальный маршрут развития, предполагающий постепенное включение ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников.

С ребенком должны проводиться индивидуальные занятия с педагогом-психологом в кабинете, в котором имеется все необходимое игровое и учебное оборудование. Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения, коррекции самооценки, развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания, преодолении пассивности, формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции, преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. Психологическая работа проводится и с родителями детей с ОВЗ и инвалидов. Она направлена на выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещение семьи, родительские тренинги), а также относительно новые формы взаимодействия - родительские чтения, психологические разминки, практикумы, родительские вечера, дискуссии, круглые столы, выпуск информационных буклетов, памяток).

Учитель-логопед проводит коррекционную деятельность по постановке диафрагмально-речевого дыхания, укреплению мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа, формированию артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков, коррекции нарушенных звуков, их автоматизации и дифференциации, развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, обучению умению связно выражать свои мысли, обучению грамоте, профилактике дисграфии и дислексии, развитию психологической базы речи, совершенствованию мелкой моторики. Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Музыкальный руководитель проводит образовательную деятельность по развитию и формированию слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодики, фонематического слуха.

Инструктор по физической культуре проводит образовательную деятельность по развитию и формированию слухового, зрительного, пространственного восприятия, координации движений, общей и мелкой моторики, физиологического дыхания, темпа, ритма речи.

Воспитатели формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, проводят ИОД по изобразительной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности, трудовому воспитанию, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. В работе с семьями воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Чтобы родители обычных детей могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Дети начинают проявлять милосердие, доброту, желание прийти на помощь, становятся более внимательными и заботливыми по отношению к окружающему миру, формируется активная жизненная позиция, проявляются такие черты характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании, в свою очередь помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети и в будничной и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» всё, что положено по возрасту, и теми, кто «не всё может».

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы.

В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как Образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана. Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;

- прием пищи;

- дневной сон;

- фронтальные формы организации активности детей;

- детско-родительские группы;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные занятия проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком.

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию

игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально

организованного занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий

и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.

Работа инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования инклюзивных групп (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп).

Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети-инвалиды получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые социальные сложности. Этим утверждениям довольно трудно найти какое-либо подкрепление.

 Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье — здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.

             «Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал Михаил Жванецкий.

Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить», - сказал известный канадский педагог Жан Ванье.

В заключении хотелось бы отметить, что задача всех и каждого – это поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Мир «особого» ребёнка – интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка – безобразен и красив.

        Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

    Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

                                                Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

 Почему он так испуган? И совсем не говорит?

          Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих.

                                               Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих… 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155

2. Инклюзивное образование,  http://www.deti.rian.ru/grani

3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011 

4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2008

5. С.В.Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)

6. Сборник «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12.

7. Е.А.Воронич. «Сущность инклюзивного подхода в образовании»/ Периодический журнал научных трудов. «ФЭН-НАУКА».- Бугульма. №1(16), 2003.-с.17-20.

8. Н.Н.Малофеев. «Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна»/ Альманах ИКП РАО-2007.- №11.-с.20-34.

9. Н.М.Назарова. «Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения»/ научно-методический журнал «Коррекционная педагогика».- 2010.- №4 (40).- с.15-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются аспекты особенностей развития детей с нарушением зрения....

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возм...

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...

Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»

Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей  с ограниченными возможностями здоровья сред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обучение плаванию  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» на 2019/20 учебный год...

Статья "Обучение имитации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Имитация – чрезвычайно важный навык, которому необходимо обучать детей, имеющих проблемы с подражанием (чаще всего трудности в этом испытывают дети с расстройством аутистического спектра). Подра...

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном воспитатльно-образовательном пространстве

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Составила: социальный педагог, Никитенкова Вероника Владимировна...