Инклюзивный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Гвоздева Оксана Валентиновна

В данной статье раскрываются аспекты особенностей развития детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Инклюзивный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья».

Слово «инклюзия» можно с какой-то степенью достоверности перевести как «включение» во что-то. Вот почему под инклюзивным образованием подразумевается образовательно-познавательный процесс массовых общеобразовательных организаций, в который включены дети с нарушениями в развитии.   


Сразу хочется задать вопрос: А  какие дети с нарушениями в развитии могут обучаться инклюзивно?
Однозначно! Только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения; дети с опорно-двигательными нарушениями; дети с речевой патологией.

Еще Л. С. Выготский, раскрывал смысл инклюзии - «Главная задача воспитания ребенка с нарушением развития является его инклюзия (интеграция) в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем». Таким образом, он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он один из первых обосновал идею инклюзивного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и CШA и только в последние годы начинает все активнее воплощаться у нас в России. Мы можем также смело сказать, что инклюзия детей  с ограниченными возможностями здоровья  уже давно происходит на практике, в силу того, что: с каждым годом становиться больше детей с ОВЗ, не хватает мест в специализированных детских садах или родители просто не хотят отдавать ребенка в специализированный детский сад.

Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных организаций общего назначения по вопросам развития и охраны зрения.

     Для начала хочется познакомить с классификацией нарушений зрения у детей:

  • Функциональные - такие нарушения в первую очередь представляют собой патологии рефракции и аккомодации. К ним относят миопию, гиперметропию, косоглазие, астигматизм и другие.  
  • Органические - нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и другие.

Анализируя статистические данные о зрительных заболеваниях можно сделать следующие выводы – больше всего детей имеющих гиперметропию – 80%, астигматизм – 65%, сходящее косоглазие – 45%, амблиопия – 40%, миопия – 20%. Это самые распространенные.

Если говорить о работе с детьми, имеющими зрительные нарушения, то, прежде всего, необходимо иметь представления о функционировании зрительной системы, зрительных нарушениях. Акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется  в результате работы зрительного анализатора. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся:

  • Острота зрения
  • Цветоразличение
  • Поле зрения
  • Характер зрения
  • Глазодвигательные функции.

Из этого следует, что снижение или нарушение выше перечисленных зрительных функций влечет за собой нарушения и трудности  не только  зрительного восприятия, но  и других процессов.

Какие же есть особенности  развития дошкольников с нарушением зрения.

 

Особенности зрительного внимания

Для  детей с нарушением зрения характерно снижение уровня зрительного внимания. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений, замедленность процесса восприятия, его неполнота и фрагментарность оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов - на снижении объема, устойчивости внимания, то есть практически затронуты все качества внимания.

Внимание детей с нарушением зрения непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.  

Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание как зрительное, так и слуховое, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия.

Чем   же отличается результат зрительного восприятия при нарушениях зрения от результата зрительного восприятия  в условиях нормального функционирования зрительной системы? Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению точности и скорости восприятия, искаженность восприятия единичных предметов и групповых, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания.

Характерными являются и другие особенности развития зрительного восприятия:

  1. во-первых, это низкое качество овладения зрительными сенсорными эталонами, т.е. дети, оперируют имеющимися представлениями на уровне обнаружения лишь заданных цветов, форм, в то время как качественное познание окружающего мира обеспечивается оперированием эталонами в самостоятельной деятельности.
  2. во-вторых, низкий уровень сформированности предметных представлений, т.е умение знавать предметы в различных предлагаемых модальностях – силуэт, контур, модель. (лучше всего дети узнают цветные картинки, т.к. цвет дает им дополнительную информацию, значительно сложнее в силуэтах, контурах.)
  3. в-третьих, существуют и трудности овладения пространством – дети не способны верно оценивать взаимное расположение объектов, соотносить предметы по величине и оценивать расстояние между объектами (анализировать глубину, удаленность, протяженность, т.е. трудности в беге врассыпную, натыкаются друг на друга ).  Также испытывают и трудности в ориентировке на своем теле, в ориентировке как «от себя», так и «от предмета», на рабочей поверхности. Страдает и словесная пространственная ориентировка из-за специфичного развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
  4. в работе с сюжетной картиной имеется низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержательную информацию картины.
  5. несовершенство зрительно-моторной координации, что говорит о недостаточной и плохо контролируемой зрением работе системы «глаз –рука». А также, вследствие малой двигательной активности, мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это и приводит к слабому развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей, что в свою очередь ведет и к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. ( действия с карандашом, кистью вызывают затруднения,  действия с ножницами оказываются очень сложными)  

Свои особенности развития имеют и представления:

  1.  фрагментарность  - образ предмета лишен целостности, не полон ( на лепке и рисовании, узнавание объектов – путают белку и лису по схожему признаку- пушистый хвост)
  2. схематизм – недостаточно полное осязательное и зрительное отражением (не могут установить отличие между птицами одного вида – не отмечают характерные признаки – форма, величина, но могут выделить голову, туловище, крылья)
  3. вербализм – нарушением соотношения чувственного и понятийного в образе  в сторону последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объектов (мухомор – знает, что красная шляпка с белыми кружками, а лепит или рисует гриб с шляпкой другого цвета)

Если говорить о развитии психических функций (памяти, мышления, речи), то для детей с нарушением зрения характерно снижение уровня развития.

Особенности памяти

Развитие памяти ребенка с нарушением зрения происходит по тем же законам, что и у нормально видящего ребенка, и базируется на становлении процессов запоминания, узнавания и воспроизведения. Однако имеются и известные трудности в процессе формирования памяти, в частности в области запоминания. Нарушения  зрительного анализатора нарушают соотношение основных процессов -возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей, что выражается в необходимости "большего количества подкреплений; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного материала.

Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно был воспринят объект, от того, какие - существенные или несущественные - свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.

Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала, так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и сохранения материала.

 

Недостатки зрительного восприятия, обуславливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие   мыслительных операций - наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации.

Особенности развития речи

Становление речи зрячих детей и детей нарушением зрения осуществляется принципиально одинаково, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Для таких детей характерно - недостаточность описательной стороны речи, отсутствие развернутых высказываний, недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

Для речи детей со зрительной патологией характерны нарушения произношения звуков, замены, пропуски, перестановки звуков и слогов, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно. Т.е. дети испытывают трудности, связанные с овладением звукового состава слова и определением порядков звуков; а также трудности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи.

Это связано с ограниченными визуальными возможностями контролировать языковые средства общения. Нарушения  звукопроизношения обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Поэтому очень важен предварительный этап в работе логопеда, а именно здоровьесберегающие технологии для выработки правильного дыхания при постановке звуков.

Особенности развития   эмоционально волевой сферы

Наличие выше перечисленных трудностей обуславливает ситуации неуспеха, становятся источниками отрицательных эмоций, переживаний, что снижает положительную мотивацию познавательной деятельности, или же может даже стать причиной формирования отрицательных качеств личности  у детей с нарушением зрения.

Для  детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения проявляются:

  1. собственно в физическом развитии
  • отставание в антропометрических данных (меньше объем грудной клетки)
  • нарушение координации
  • нарушение осанки из-за трудностей видения
  • нарушение чувства ритма
  • нет устойчивости тела, трудности с равновесием
  • нарушение скорости двигательной реакции
  • слабая мышечная система
  • плоскостопие
  1. в физической подготовленности, т.е. в двигательных умениях
  • ошибочное или неточное выполнение исходного положения тела при выполнении упражнений
  • трудность и длительность переноса двигательных умений в самостоятельную деятельность
  • более длительный период формирования стереотипов основных движений

Например: бросание в цель - трудно зафиксировать и выделить цель, определить расстояние. При ловле мяча – действия неточны и ограничены. Руки чаще держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало.

Кроме особенностей развития детей с нарушением зрения, необходимо выполнять   офтальмо-гигиенические требований и рекомендации. Важнейшим охранно-гигиеническим средством является режим зрительных нагрузок, т.е. чередование зрительной работы  и отдыха при непрерывной продолжительной зрительной работе (ИЗО- деятельность, рассматривание картин).

Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребенка. Обеспечивает стойкое сохранение зрительной работоспособности  и способствует профилактике зрительного утомления. 

Режим зрительных нагрузок предполагает:

  • Чередование работы глаз с их отдыхом
  • Ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций
  • Создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы
  • Подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями

Зрительная гимнастика для глаз – упражнения, направленные на развитие зрительных функций, предупреждение и снятия зрительного утомления.

            Зрительная релаксация - простейшие упражнения для снижения визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности, т.е. манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц.

В заключение, хочется сказать, что при инклюзии детей с нарушением зрения в общеобразовательные дошкольные организации необходимо соблюдать следующие правила:

  • владеть информацией о состоянии зрения и здоровья ребенка
  •  знать психофизиологические и офтальмологические особенности развития детей с нарушением зрения;
  • следить за ношением очков и уходом за ними, т.е. соблюдение чистоты стекол очков и вообще бережное отношение к очкам.
  • сажать детей с нарушением зрения за первые парты
  • чередовать виды деятельности и соблюдать режим зрительной нагрузки, проводить упражнения для снятия зрительного утомления
  •   создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.

Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполн...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инклюзивное образование это включение детей (людей)  с ограниченными возможностями здоровья в группы и классы к  детям  (людям) с «нормой» в развитии. Инклюзивное образование подразумев...

Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....

Инклюзивное образование в дошкольном образовании как новый подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Содержание дошкольного...