Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.
методическая разработка

Масакова Светлана Александровна

Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Перед нами возник вопрос о создании условий для этого воспитанника, о введении инклюзивной практики в общеразвивающей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_0.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

     

Выполнила:

Масакова Светлана Александровна,

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №18, город Оренбург

Специалисты, организующие образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

    В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, нaиболее aктивного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

   С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья. Если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад становится местом, где их ребенок может полноценно развивaться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социaлизацию ребенка с ОВЗ. Поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

     Термин «инклюзия» был введён в 1994г. Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

       Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Перед нами возник вопрос о создании условий для этого воспитанника, о введении инклюзивной практики в общеразвивающей группе.

Отметим базовые ценности, на которые опирается инклюзивное образование:

  1. кaждый ребёнок – личность;
  2. учиться могут все – необучаемых детей нет;
  3. каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  4. запрет на дискриминацию в любой форме;
  5. право каждого человека на участие в жизни общества (инклюзивное образование обеспечивает возможность общения и вовлечения людей с инвалидностью в социум на равных условиях; инклюзивное образование способствует тому, чтобы потенциальные участники общества стали этим обществом вне зависимости от ограниченных физических возможностей или особенностей развития);
  6. терпимость друг к другу (готовность жить вместе, в мире друг с другом; принятие людей со всеми их недостатками);
  7. воспитание в духе толерантности, понимаемой как «гармония в многообразии» (толерантность – активная позиция, которая заключaeтся в признании всеобщих прав и основных свобод человека).

          С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).  В нем говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.

В настоящее время для дошкольного образования существует один Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором освещены вопросы организации дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста в том числе и для детей с физическими или психическими отклонениями в развитии. С одной стороны это наталкивает на мысль о совместном обучении детей с проблемами и без.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству.

Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

       Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Такие рекомендации должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.

Согласно закону Об образовании обучение воспитанников с ОВЗ должно проходить по адаптированным программам. В нашем ДОУ для каждого ребёнка в инклюзивной практике разработана специальная индивидуальная программа развития – СИПР.

В законе Об образовании в ст.79 п.3 сказано, что

Под спeциaльными yсловиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в нашем образовательном учреждении были учтены следующие условия:

  • психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих заключение ПМПК и принявших решение посещать группы общеразвивающей направленности;
  • наличие специалистов (дефектолог, логопед, психолог и.т.д.)
  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Основная цель нашего ДОУ при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Одним из главных условием реализации инклюзивной практики в детском саду является профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивные практики. Согласно квалификационному справочнику, должностных инструкций в обязанности педагогов входит коррекционно-развивающее обучение воспитанников.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в обрaзoвательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «oсoбых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую праkтику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работaть со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

    При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы, позволяющие преодолеть их. Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

Принципы реализации РППС:

  • Среда должна быть безопасной;
  • Среда должна быть комфортной;
  • Среда организуется в соответствии с возрастными закономерностями развития детей таким образом, чтобы дать им возможность проявлять активность, как в сотрудничестве со взрослыми, другими детьми, так и самостоятельно;
  • Развивающая среда должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности;
  • Среда должна быть информативной.

Должна постоянно обновляться вслед за изменениями интересов и образовательных потребностей детей.

Для достижения оптимального результата в реализации СИПР ребенка с ОВЗ все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях - это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

     Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"

теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...

Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы

Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...

Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ

Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе  ДОУ...

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементов фитнес – технологий».

Программа перспективного развития профессиональной компетентности  инструктора по физической культуре на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...

Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»

Рассматриваются пракические приемы применения сказкотерапии в работе с дошкольниками "Сказкотерапия как метод формирования толерантности в группе детского сада" ....

Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обществе

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профе...