Специалисты, организующие образовательный процесс для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дыдыкина Ирина Васильевна

Специалисты организующие коррекционно-образовательную работу ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе  ДОУ  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специалисты, организующие образовательный процесс  для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

(с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

В последнее время в российских образовательных учреждениях становятся значимыми принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование нацелено в первую очередь на активную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья,  обеспечение полноценной социальной жизни, а также формирование у здоровых детей терпимого отношения к своим «особым» сверстникам.

  С каждым годом  в детских садах увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья.

Для нормально развивающегося ребенка детский сад – место для совместных с друзьями игр, общения, занятий по интересам, другое дело ребенок с ОВЗ.

Для таких детей  детский сад становится местом, где они могут адаптироваться, приспосабливаться к жизни и  полноценно развивaться. Это происходит за счет специально разработанной  коррекционно-развивающей программы в ДОУ. Реализация такой программы обеспечивает развитие и социaлизацию  ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей.

В настоящее время тема  инклюзивного образовании в России является актуальной.  Инклюзивное (францinclusif  включающий в себяот лат. include заключаю,

включаюили включенное образование- термин, используемый для 

описания процесса обучения детей с  особыми потребностями в общеобразовательных (массовых)  учреждениях. 

В основу инклюзивного образования положены принципы, которые  обеспечивают равное отношение ко всем людям, но создают особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. 

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте 

реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России  на 

рубеже 1980-1990 гг. 

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной 

педагогики и родительской общественнойорганизации появилась школа 

инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

      С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).

ФГОС говорит о том, что стартовые возможности всех воспитанников дошкольных обрaзоватeльных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в первый класс школ, должны быть выравнены.

Основные аспекты ФГОС предназначены обеспечить возможность включения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждении и их инклюзивное обучение. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на устранение недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание им  необходимой помощи в освоении основной образовательной программы.

Инклюзия помогает формировать у здоровых детей терпимость к психическим или физическим недостаткам своих сверстников, стремление к сотрудничеству, развивает потребность к  взаимопомощи, чувство принятия окружающих людей такими, какие они есть.

В свою очередь, у детей с особыми образовательными потребностями инклюзия способствует формированию адекватного поведения в социуме, выработке положительного отношения к  другим детям и максимально глубокому развитию и обучению.

Инклюзивное обучение предполагает равный доступ к получению образования и создание специальных  условий для достижения максимального результата в обучении всеми детьми.

Реализация инклюзивного образования в ДОУ требует гибкого подхода для каждого воспитанника с ОВЗ, так как не все дети с особыми образовательными потребностями, могут успешно адаптироваться среди здоровых сверстников.

Рекомендации для коррекционной работы с каждым конкретным ребенком должны давать специалисты ЦПМПК в своём заключении.

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение и развитие  детей с ОВЗ должно проходить по адаптированным рабочим программам.

Для каждого воспитанника с ОВЗ в ДОУ разрабатывается  специальная индивидуальная программа развития – СИПР.

В законе «Об образовании в Российской Федерации»в ст.79 п.3 сказано, что

«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья..»

Для достижения наилучших результатов в освоении  ребенком с ОВЗ специальной индивидуальной программы развития все специалисты психолого-педагогического сопровождения выстраивают свою коррекционно-образовательную работу с воспитанником в едином тематическом планировании.

К специалистам, организующим коррекционно-образовательную работу с в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в инклюзивной группе  ДОУ относятся:

Педагог – это основной участник образовательного процесса. Именно педагог реализует процессы инклюзии ребенка с ОВЗ среди здоровых детей, создает необходимые условия для успешной интеграции воспитанников с особыми образовательными потребностями в социальную среду и образовательное пространство.

Педагог-психолог – специалист, оказывающую психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям и педагогам), Педагог-психолог  проводит психологические диагностики, проводит  коррекционную работу, в ходе которой происходит изменения  особенностей поведения, эмоциональной сферы и развитие всех психических процессов ребенка с ОВЗ.

Учитель-дефектолог - специалист, коррекционный педагог, обеспечивающий максимально успешное освоение образовательной программы, занятия с ним способствуют  познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, обогащают знания, умения и опыт ребенка с ОВЗ, что  повышает возможность его комфортного включения в жизнь общества. Важным направлением  работы дефектолога является адаптация содержания общей образовательной программы к возможностям воспитанника  с ОВЗ и оказание в этом вопросе методической помощи педагогу.

Наиболее действенные формы организации обучения и воспитания в инклюзивной группе ДОУ дефектолог выбирает во взаимодействии с логопедом и тьютором.

Учитель-логопед – коррекционный педагог, который занимается выявлением, устранением и профилактикой нарушений речевого развития и коммуникации у детей.
Деятельность учителя-логопеда  в рамках инклюзивного образования и воспитания в ДОУ  имеет особое значение. Она ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей с ОВЗ, но также  на их адаптацию и социализацию среди здоровых  и нормально развивающихся сверстников.

Тьютор - специалист, выполняющий  роль проводника ребенка с особыми образовательными  потребностями в образовательное пространство ДОУ.

Тьютор  сопровождает ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОУ в течение всего учебного дня. Работа тьютора направлена на оказание помощи не только непосредственно воспитаннику с ОВЗ, но и его  родителям, педагогам, т.е всем участникам образовательного процесса такого ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольное образование, полученное на общих основаниях - это возможность избежать многих трудностей социально-психологического характера, с которым в настоящее время в нашей стране  сталкивается большинство детей-инвалидов.

     Можно с уверенностью скaзать, что инклюзивное образование увеличивает, расширяет личностные возможности всех детей, помогает формированию таких качеств, как толерантность, гуманность, терпимость к чужому образу жизни, поведению, способствует усвоению всеми участниками образовательного процесса в инклюзивной группе  системы нравственных и социальных установок, предполагающих необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. готовности к помощи.

Инклюзивное образование в нашей стране является принципиально новой системой, в которой и педагоги , и воспитанники, и родители  работают над одной общей целью – сделать качественное образовани доступным и для всех без исключения детей.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  3. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
  4. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал. 2013, № 1 (44).
  5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова – М.: 
  6. www.nsportal.ru
  7. www.infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глоссарий по теме: "Теоретиченские и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста"

теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с овз и инвалидностью раннего и дошкольного возраста...

Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы

Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...

Индивидуально-ориентированной подход к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивной группе ДОУ.

Вопрос инkлюзивного образования стал актуальным и для нашего ДОУ, т.к. к нам обратились родители одного из воспитанников с протоколом ПМПК и высказали пожелание остаться в общеразвивающей группе. Пере...

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементов фитнес – технологий».

Программа перспективного развития профессиональной компетентности  инструктора по физической культуре на тему: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоро...

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...

Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»

Рассматриваются пракические приемы применения сказкотерапии в работе с дошкольниками "Сказкотерапия как метод формирования толерантности в группе детского сада" ....

Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие успешной социализации в обществе

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профе...