Материалы Городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Рассматриваются пракические приемы применения сказкотерапии в работе с дошкольниками "Сказкотерапия как метод формирования толерантности в группе детского сада" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

 «Сказкотерапия, как метод развития толерантности в группах дошкольного образовательного учреждения»

(консультация для педагогов)

Ярмусевич И.Г

педагог-психолог

г. Когалым 2020г.

Добрый день, уважаемые участники конференции. Я представляю вашему вниманию доклад на тему «Сказкотерапия, как метод развития толерантности в группах дошкольного образовательного учреждения».

 В связи с введением в систему дошкольного образования компонента инклюзии, закономерно возникает вопрос о социализации ребенка с ОВЗ в обществе сверстников. Тема актуальная, однако, сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на способность и готовность социальной среды принять ребенка с ОВЗ. То есть о наличии в социальной среде толерантного отношения к ребенку с ОВЗ. Такой малыш не всегда имеет возможность, готов, достаточно развит, чтобы предпринимать активные действия для социализации, адаптации в коллективе сверстников. Нормативные дети, в свою очередь не всегда способны, умеют взаимодействовать с ребенком ОВЗ в силу малого жизненного опыта, сложившихся установок, развития эмоционального интеллекта. Пункт 3.2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: установление правил взаимодействия в разных ситуациях, а именно

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

В некоторой степени – эта формулировка соответствует понятию толерантность. В социологии — терпимость (принятие) иного мировоззрения, образа жизни, поведения и обычаев других людей. 

Эта структура личности, сложна для понимания и усвоения в дошкольном возрасте, однако этот возрастной этап является наиболее подходящим для начала формирования компонентов толерантности.

При работе с ребенком ОВЗ в группе нашего детского сада мы столкнулись с некоторыми особенностями его поведения, которые препятствовали социализации малыша в группе детского сада. Ребенок практически постоянно играл один, а сверстники с ним не контактировали. Вследствие чего была сформулирована цель: выстроить комплексную работу в группе детского сада, которая будет способствовать развитию толерантности нормативных детей к ребенку ОВЗ.

В процессе работы нам приходилось решать следующие задачи:

  1. Сформировать у нормативных детей мотивацию к общению с ребенком в ОВЗ;
  2. Сформировать положительный образ ребенка с ОВЗ;
  3. Дать детям образцы поведения с ребенком ОВЗ в различных ситуациях;
  4. Объяснить в доступной для детей форме причины поведения ребенка с ОВЗ и вызвать чувство эмпатии, сопереживания.

Сформулированные задачи имеют в своей основе характеристику компонентов толерантности, предложенной С.Л. Братченко. В соответствии с его трактовкой можно выделить пять компонентов межличностной толерантности – когнитивный (мыслительный), эмоциональный, поведенческий, вербальный (речевой) и личностный.

  1. Личностный (мотивационно-ценностный) компонент у детей дошкольного возраста может быть сформирован на уровне установок, например «мы разные, но можем дружить».
  2. Когнитивный и вербальный компонент предполагает что дошкольники усваивают модели толерантного поведения и речевого взаимодействия с конкретным ребенком ОВЗ.
  3. Эмоционально-волевой компонент в отношении дошкольников может быть рассмотрен с точки зрения проживания возникающих эмоциональных реакций на особенности поведения ребенка с ОВЗ, формирования позитивного восприятия ребенка с ОВЗ, как значимого партнера по играм и взаимодействию.
  4. Поведенческий компонент в дошкольном детстве можно представить в виде усвоенных и применяемых на практике моделей и образцов поведения нормативных детей в отношении ребенка с ОВЗ.

Занимаясь изучением вопроса о возможности развития толерантности у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что начинать формировать основы толерантного поведения необходимо в среднем дошкольном возрасте. Это связано с рядом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В этот период активно проявляется стремление дошкольников к общению со сверстниками. Доктор психологических наук Галина Анатольевна Урунтаева считает, что этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения возникновения и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. В общении со взрослыми ребенок усваивает нравственные понятия и учится применять их в жизни по отношению к себе и другим. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные, сказочные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. В этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание. У дошкольника формируется не только представление о его качествах и возможностях (образ реального “Я” - “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” - “каким бы я хотел быть”).

Этот важный компонент личности позволяет сформировать у ребенка мотивацию – желание быть таким как понравившийся герой сказки, мультфильма, добрым, уметь договариваться, дружить. В дошкольном возрасте основой мнения о сверстниках является характеристика взрослого. Поэтому взрослый, может сознательно формировать у нормативных воспитанников положительное отношение к ребенку с ОВЗ.

Указанная характеристика позволила нам подобрать методы, которые способствуют решению сформулированных задач и организовать комплексную работу с детьми по формированию толерантного поведения в средней группе детского сада, которая представляет из себя несколько блоков.

1. Занятия, направленные на развитие эмоционального интеллекта и поведенческих моделей. Развитый эмоциональный интеллект – это умение понять, осознать и регулировать собственные чувства и эмоции, а также понимать чувства других детей. Поведенческий тренинг позволяет развивать навыки сотрудничества, дружеского поведения через игровые ситуации и упражнения.

2. Непосредственно сказкотерапия направлена на введение установок толерантного восприятия ребенка с ОВЗ, обсуждение и усвоение особенностей поведения нормативных детей с ребенком ОВЗ, позволяет осознать и проработать собственные эмоции.

3.Отработка полученных навыков в реальной жизни в группе детского сада дает возможность закрепить и оптимизировать формы толерантного поведения под контролем взрослого.

Таким образом, мы посчитали целесообразным помимо традиционных коррекционных-развивающих занятий, применять метод сказкотерапии. Это один из проблемно-ориентированных подходов, направленных на решение вопросов воспитания, коррекции поведения, снятие эмоциональных проблем. Работа с воспитательной или терапевтической сказкой строится на основании механизма идентификации и подражания. Ребенок легко принимает на себя роль понравившегося героя и хочет быть на него похожим. То есть включается процесс эмоционального объединения себя с персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Взрослый с использованием метода может вводить желаемые нравственные установки, которые ребенок воспринимает, как собственные. Малыш отождествляет себя с положительным героем, который в сказках демонстрирует толерантное отношение к ребенку ОВЗ. Происходит это потому, что положение такого героя в сказке более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Метод сказкотерапии имеет достаточную степень экологичности, если сказка не соответствует проблемам ребенка, то без вреда воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

Таким образом, через сказку получается ввести положительное отношение к ребенку с ОВЗ, который возможно приносит неудобства другим детям в группе.

Сказка в мягкой форме, опосредованно через сказочного героя позволяет детям объяснить причины поведения ребенка с ОВЗ и сменить их восприятие ситуации с негативного на позитивное.

Сказка позволяет ввести установку «Мы разные, но можем дружить».

Я хотела бы вам представить схему написания сказки, которая позволяет вводить модели поведения для нормативных детей, сформировать толерантные установки, скорректировать эмоциональные реакции.

Схема написания сказки для коррекции поведения.

Универсальная модель «весы».

Особенность ее в том, что в начале сказки детям предлагается негативная модель поведения, а затем позитивная, которая позволяет решить затруднения.

Главным героем сказки может быть только нормативный ребенок, поскольку нам необходимо включить механизм идентификации, отождествления. Ситуация в сказке должна быть приближена к реальной, это может быть сказочный, звериный, кукольный детский сад, который посещают разнополые герои, например зайка, енот, мышка, белочка. Ребенок с ОВЗ рассматривается как второстепенный персонаж, с которым выстраивается взаимодействие. Сказка содержит завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Сейчас мы их подробно разберем.

  1. Завязка начинается с описания места действия и героев. Для усиления эффекта погружения в сказочную ситуацию, мы можем ввести присказку (далеко-далеко, за морями, за лесами и т.д.) В одном лесу жили - были звери. Лес был не обыкновенный, а сказочный. Все звери в нем жили дружно и никто никого не обижал (коротко описание жизни зверей). У них были детки, зверята. Зверята любили вместе играть, они часто шалили, а присматривать за ними, было некому, ведь взрослые звери были заняты. И вот, чтобы зверята были под присмотром, решили звери создать звериный детский сад, чтобы научить зверят там полезным занятиям и подружить их между собой. Воспитательницей в детском саду стала белочка. А в детский сад ходили пушистенький серенький волчонок, он был храбрый и веселый, маленькая полевая мышка, она была тихоня и любила играть в прятки (описание персонажей должно быть обязательно положительным, мы включаем черты конкретных детей из группы детского сада).
  2. Развитие событий. В этой части возникает проблема, которую подробно описываем в доступной для детей форме. Однажды в детский сад пришла зайчиха. Она грустно сказала воспитательнице белочке: «Мой зайка очень хочет в детский сад, но он не умеет сам кушать, одеваться, дружить с зверятами». (Описывая проблему опираемся на поведение реального ребенка).  Зайчиха очень переживала, справиться ли зайка в группе зверят, будут ли с ним дружить. Воспитательница белочка ответила зайчихе: «Все мы разные, но можем дружить! Приводите зайчика в детский садик!» На следующее утро зайка с мамой пришел в детский сад. Поначалу он очень боялся зайти в группу, ему были неприятны громкие звуки, он пугался ребят. Но мама познакомила его с воспитательницей и зайка начал постепенно привыкать.

Зверята очень удивились, почему зайчик себя так ведет, он не хочет с ними играть, он плачет или сидит в уголочке один. Они подошли к воспитательнице и спросили о зайке. (В этом разделе  важно отразить конкретные чувства детей по отношению к ребенку ОВЗ)

  1. Кульминация. Вводится главный мотив изменения поведения нормативных детей – это дружба всех в группе, поясняется конкретная модель поведения нормативных детей, разъясняются особенности поведения ребенка ОВЗ, вводится установка «все мы разные, но можем дружить». Воспитательница усадила всех детей на стульчики и сказала: «Ребята, все мы разные, мы отличаемся по цвету, форме ушей, цвету глаз, даже ведем мы все себя по-разному, кто-то быстро привыкает к новому, а кому-то как зайке нужно больше времени, чтобы перестать пугаться новых зверят, подружиться. Если мы с вами ему поможем, будем дружелюбны, улыбчивы, дадим ему время привыкнуть, он будет чувствовать себя в группе уверенней и спокойней. Мы можем улыбаться ему и разговаривать с ним, даже если он не отвечает, он нас слышит, дружелюбно делиться с ним игрушками, тогда все мы сможем подружиться.
  2. Развязка. После прочтения сказки, следует обсуждение событий, эмоций детей, делаются выводы. Зверята внимательно посмотрели на зайку, который сидел в уголочке и перебирал кубики. И медвежонок сказал: Белочка воспитательница, получается, если мы с зайкой будем дружелюбны, он поймет, что мы его друзья?

Белочка ответила: Какой ты молодец, медвежонок, к какому важному выводу ты пришел! Я очень рада, что в нашей группе такие добрые и отзывчивые зверята! И когда зайка привыкнет, мы все вместе сможем дружить. То есть, эмоционально закрепляется вводимая модель поведения.

Таким образом, для формирования толерантного поведения детей средней группы нами был составлен сборник сказок, которые мы назвали сказки-подружилки. На настоящий момент в этот сборник входят сказки про лесной детский сад, который посещают зверята, очень похожие на наших воспитанников. Тематикой для сказок являются повседневные ситуации, происходящие в группе детского сада. Наш сборник постоянно пополняется новыми сказками. Кроме того, мы сделали подборку мультипликационных фильмов по развитию толерантности из серии «Детям о важном», которые планируем к показу детям старшей, подготовительной группе детского сада.

Так как наша работа еще не завершена и будет продолжаться на протяжении всего дошкольного детства детей данной группы, сейчас мы можем говорить только о промежуточных результатах. Дети узнают в сказочных героях себя, об этом мы можем судить по эмоциональным реакциям при прослушивании сказки, а значит, происходит положительная идентификация себя с героем. Дошкольники при напоминании о событиях сказки, меняют свое поведение. Дети воспринимают дружбу, как ценностную установку, которая для них имеет значение. Конечно, дети в возрасте 4-5 лет еще достаточно малы, чтобы сформировать у них понятие толерантность в полной мере, но развитие отдельных ее компонентов даст возможность такому ребенку в будущем гораздо легче воспринимать мир во всем его многообразии. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Программа конференции Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа Всероссийской конференции...

Семинар-практикум «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»

На семинаре-практикуме рассказывается о формах, метода и средствах комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»....

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Самсонова Е.В.Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ ...