" Работа с родителями детей с РАС"
материал по коррекционной педагогике на тему

Фикс Марина Владимировна

 Доклад для воспитателей " Работа с родителями детей с РАС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Работа с родителями детей с РАС"19.72 КБ

Предварительный просмотр:

        

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Поэтому коррекционная работа с аутичным ребенком, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Необходимо оказать реальную помощь родителям, которые не всегда понимают особенности поведения своих детей и часто не знают, как общаться с ними.

Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. Это основная цель педагогического просвещения родителей. Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями.

Учитывая, что родители ожидая быстрого эффекта и не получив его, "опускают руки" и приходят в отчаяние. Перед нами - педагогами встает задача: изучить особенности восприятия и поведения ребенка и объяснить маме или папе причину неадекватного поступка. Потому что знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики, по отношению к ребенку и в детском саду и дома.

  1. Значит первая задача педагога: изучение особенностей восприятия и

поведения ребенка и консультирование родителей об индивидуальных особенностях его ребенка. В данном случае педагог должен работать в очень тесном контакте с родителями по вопросам психологической характеристики детей с РАС.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. А родителям, вкладывающим много сил в воспитание и обучение, необходимо получить от него "обратную связь", однако получить эту "обратную связь " родители могут далеко не всегда. Родителям необходимо объяснить, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и научить терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

 

  1. Раскроем вторую задачу педагога: учить родителей наблюдать за

поведением своего ребенка – за ребенком с РАС. При этом педагог должен учить и советовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Педагог  должен помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Чтобы не провоцировать самоагрессию ребенка, необходимо учить  родителей поддерживать привычный для ребенка порядок вещей, традиции в детском саду и дома.

  1. Обучение приемам индивидуального общения родителей со своим ребенком является еще одной из главных задач, потому что одна из главных особенностей в воспитании детей с РАС – это умение общаться и отработка навыков общения с ребенком. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
  2. И еще одна из главных задач – это практические обучение родителей.  Нужно рекомендовать родителям использовать маркировку, инструкции, пооперационные карты и другие приемы и методы, которые уже используются при работе с их ребенком педагогами в детском саду. Надо знакомить родителей с ролевыми играми детей группы, с книгами, которые им читают, и с особенностями выполнения режимных моментов. Желательно, чтобы родители дома старались не ломать стереотипы воспитания ребенка, выработанные в группе. Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками. Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень.

Для решения этих задач мы применяем различные формы работы (беседы, консультации, круглый стол, тренинги, посещение родителями занятий и праздников, совместные игры с детьми в группе, изготовление атрибутов к играм, мини- лекции ).

Поскольку ребенок проводит в детском саду лишь часть времени, необходимо работать в тесном контакте с родителями, узнавая от них подробности поведения ребенка дома, на улице и т, п. Только в процессе совместной работы можно создать определенные стереотипы воспитания аутичного ребенка.

Главными принципами ведения этой работы являются:

- уважительный и демократический характер отношения педагога с семьей ребенка;

- охват системой просвещения родителей;

- участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов детского сада;

- создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей - это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...