Консультация для родителей «Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»
консультация по коррекционной педагогике

Котенёва Елена Михайловна

Cистема занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит всестороннее развитие вашего ребёнка, его полноценную подготовку к школному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка »

Консультация для родителей

«Приёмы формирования моторной готовности детей с патологией зрения к школьному обучению»

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

Котенёва Е.М.


Одна из проблем, с которой сталкиваются современные педагоги, рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления (генетические факторы, экология, неблагоприятные социальные условия, алкоголизм родителей) сегодня ещё добавились новые: недостаточное общение родителей с детьми, всё меньше участие малышей в хозяйственно-бытовых делах семьи и вместе с тем повышение требований, предъявляемых к будущим первоклассникам.

Недостаточная готовность к школьному обучению в свою очередь приводит к трудностям обучения, а иногда и к неуспеваемости. Одной из проявлений неготовности ребёнка является недоразвитие ручной умелости, то есть неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия с руками. Особенно этим страдают дети с нарушение зрения. Таким детям трудно успевать за нормально видящими детьми. Они медленнее раскрашивают простейшие узоры, соединяют точки, а иногда и плохо держат карандаш.

Многие мамы не придают особого значения таким бытовым мелочам, как уборка, мытьё посуды, посильная стирка и работа на приусадебном участке. Порой они лишают малышей самостоятельности даже при застёгивании пуговиц, завязывания шнурков, вечно считая их маленькими. А эти бытовые умения формируют ручную умелость. Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста организована в 3 направления:

Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев, разнообразные спортивные игры и занятия.

Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

Формирование моторики в специально созданных условиях с использованием игр для пальчиков, лепки, рисования, настольных игр.

Хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов: лопатка, совок, лейка, грабельки. Покажите как правильно пользоваться ими, дайте задание: взрыхлить, вскопать, прополоть, полить. Малыш должен понимать, что его работа приносит пользу. Всем детям нравится копаться в песке, поощряйте стремление ребёнка строить башню, крепость из песка, возводить снежные городки. Находясь на берегу реки, дайте возможность ребёнку поближе познакомиться с глиной, песком, водой. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные кулёчки песок, глину, ракушки, камушки. Попросите ребёнка закрыть глаза и на ощупь определить содержимое пакета.

Покажите, что из песка и глины можно делать не только постройки, но и использовать их поверхность для рисования пальцем или палочкой. Изобразите на песке какой-нибудь знак и попросите нарисовать рядом. Зимой под рукой другой материал - снег. У ребёнка прекрасная возможность для лепки и метания снежков в цель, также на снегу можно рисовать и составлять узор. Дома не упускайте возможность познакомить ребёнка с продуктами и самим процессом приготовления пищи. Пусть он вам поможет перебрать пшено и рис, пересыпать в сахарницу сахар, а в солонку - соль. Научите его размешивать, растирать, подливать, отливать. Ребёнку доставит удовольствие раскатывать тесто для пельменей, печенья, раскладывать начинку пирогов и т.д. Эти задания полезны для развития движений кистей и пальцев рук.

Обязательно настаивайте на том, чтобы малыш сам убирал за собой. Это не только приучит его к аккуратности, но и способствует развитию координации. Будьте терпеливы с ребёнком! Не торопите его без особой необходимости, не спешите сами что-то сделать за ребёнка! Не забывайте, что многие действия он только осваивает, важно поддержать малыша, помочь обрести уверенность.

Глазомер и координация в системе "глаз-рука" хорошо развивается в играх с мячом, кольцебросом. Для освоения более мелких движений полезно заниматься выкладыванием мозаики, нанизывание бус, выкладыванием из палочек, кубиков.

Сделайте вместе с ребёнком из картона или дерева геометрическую мозаику для составления разнообразных узоров, вместе с ним раскрасьте её в выбранные цвета. Можно детям дать задания: "Забывчивый художник" (не дорисована вторая половина предмета), "Помоги художнику" (чтобы получилось целое). Затем закрасьте в нужный цвет.

Поощряйте и отмечайте успехи ребёнка. Дети любят изготавливать бусы из природного материала: ягод рябины, ракушек, лепить из репейника фигурки. Такие занятия знакомят детей с природой, развивают их эстетически, одновременно способствуют развитию мелкой моторики рук. Особую роль в подготовке ребёнка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных, цветов, а также копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: система занятий не только будет способствовать развитию мелкой моторики, но и поможет организовать общение, познакомит его со свойствами предметов и материалов, с обозначающими их словами, обеспечит всестороннее развитие вашего ребёнка, его полноценную подготовку к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические аспекты влияния типа родительского отношения на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

В статье рассматривается зависимость детского родительского отношения и психологической готовности детей к школе....

Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации, мониторинг  и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению....

Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению.

Материал  может быть использован для информационно-просветительского логопедического стенда, а также для выступления на родительском собрании и для индивидуальных консультаций....

Консультация для родителей Тема: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

В данной работе представлены методы и приёмы формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, понятия интеллектуальной готовности, авторы, изучающие про...

Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

Мы должны создавать такие  условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навы...

Консультация для родителей "Как повышать психологическую готовность детей к школьному обучению"

Материал содержит перечень развивающих игр, в которые родители могут проводить со своими детьми в домашних условиях с целью развития познавательных процессов и умений, составляющих основу психологичес...