Развитие высших психических функций у детей раннего возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Семененко Елена Анатольевна
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семененко Елена Анатольевна

учитель-логопед ГБОУ СОШ №18

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

 « Развитие высших психических функций у детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном  возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Развитие психики на уровне  человека  идет в основном за счет ВПФ (памяти, речи, мышления и  сознания.  У  человека  наряду  с  низшими   уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают  и высшие.

Память.

    Наличие у человека представлений говорит о  том,  что  наши  восприятия оставляют в коре мозга какие -  то  следы,  которые  сохраняются  некоторое время.  То  же  можно  сказать  и  о наших  мыслях  и  чувствах.  

Память - одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Процесс запечатления в мозг поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

У детей наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Речь.

  Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации,  в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или  фиксирует  о себе то, что невозможно воспринять с помощью  органов  чувств  (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы,  правила  и  т.п.).

  По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но  и  средством  мышления,  носителем сознания,  памяти,  информации (письменные  тексты),  средством  управления поведением  других  людей  и  регуляции собственного  поведения   человека.

Речь    является    полиморфной деятельностью,  т.  е.  в   своих   различных   функциональных   назначениях представлена  в  разных  формах:  внешней,  внутренней,  монолога,  диалога, письменной, устной и т.  д.  Хотя  все  эти  формы  речи  взаимосвязаны,  их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в  основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь  чаще всего выступает  как  способ  запоминания  информации.  Монолог  обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Внимание.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и    физиологические    процессы,    способствует     организованному     и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями,  обеспечивает  избирательную  и  длительную сосредоточенность психической активности на одном  и  том  же  объекте  или деятельности.

  С  вниманием  связаны  направленность  и  избирательность   познавательных процессов. Их настройка непосредственно  зависит  от  того,  что  в  данный момент времени представляется наиболее важным для интересов  личности.  Вниманием   определяется   точность   и   детализация

восприятия,  прочность   и   избирательность   памяти,   направленность   и

продуктивность мыслительной деятельности — словом,  качество  и  результаты функционирования всей познавательной активности.

Для человеческой  памяти  внимание выступает   как   фактор,   способный   удерживать   нужную   информацию   в кратковременной и оперативной  памяти,  как  обязательное  условие  перевода запоминаемого материала в  хранилища  долговременной  памяти.  Для  мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания  и  решения задачи. В системе межчеловеческих отношений  внимание  способствует  лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.

Восприятие.

Это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.

Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.

Мышление.

     Прежде всего мышление является  высшим  познавательным  процессом.  Мышление  также  можно  понимать  как  получение  новых  знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

  Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в  том, что оно почти  всегда  связано  с  наличием  проблемной  ситуации,  задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых  эта  задача задана. Мышление в отличие от  восприятия  выходит  за  пределы  чувственно данного,  расширяет  границы  познания.  В  мышлении  на  основе  сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические  выводы.  Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет   связи,   существующие   между   ними,   которые   чаще   всего непосредственно, в самом восприятии человеку  не  даны.

  На практике мышление как отдельный психический процесс не существует,  оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании,  воображении,  памяти,  речи.   Высшие   формы   этих   процессов обязательно  связаны  с  мышлением,  и   степень   его   участия   в   этих познавательных процессах определяет и уровень развития.

Для развития ВПФ можно рекомендовать следующие занятия с детьми:

Внимание

  1. Предложить ребенку выбрать  и показать одинаковые фигуры или одинаковые предметы.
  2. Из нескольких картинок найти на только мячики.
  3. Найти предметы отличающиеся от остальных (три рыбки, две одинаковые, третья другой формы).
  4. Раскрасить одинаковые предметы в один цвет.
  5. Рассказать чем отличаются две картинки (один зайчик с капустой, другой с морковкой).
  6. Лабиринты (какую собачку ведет мальчик, а какую девочка?)

Память

  1. Из 2-3 картинок определить какая лишняя.
  2. Предложить рассмотреть картинку и запомнить ее. Что изменилось?
  3. Рассмотреть-запомнить- закрыть – вопросы по картинке (что изменилось?).
  4. Назвать и запомнить картинки – закрыть – вспомнить и назвать все предметы.
  5. Вспомнить кто сидел на стуле? Что лежало на полке?

Мышление

  1. Найди пару каждому предмету и расскажи почему они подходят друг другу (собака-кость, заяц – морковка; шапка-шарф, чашка-блюдце).
  2. Показать одинаковые предметы и рассказать чем они отличаются. (две конфеты разной формы и в разных фантиках, два шарика разного цвета и величины).
  3. Заплатки к коврикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

В материале освящены вопросы развития высших психических функций и мелкой моторики детей дошкольного возраста...

Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет

Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ: РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ

Данный материа поможет выявить нарушения у детей на ранних этапах развития....

Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР

В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы  для успешного пре...