Главные вкладки

    Психологическая игра "Путешествие в Страну Чувств"
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Черемисина Яна Анатольевна

    Представляю конспект психологической игры для детей старшего дошкольного возраста, которая может быть проведена, в качестве итогового мероприятия, по окончанию курса занятий по корррекции и развитию эмоционально-волевой сферы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskaya_igra.docx24.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическая игра «Путешествие в Страну Чувств»

    Цели: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.

    Задачи:

    1.Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.

    2.Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.

    3.Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.

    4.Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.

    Предварительная работа: занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека; рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств; игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;

    Методические приёмы:

    Педагогические:

    словесный; наглядный; элементы поисковой деятельности; игровой; проблемно-поисковый; практический; сюрпризный момент.

    Психотерапевтические:

    психогимнастика; визуальный и тактильный контакт; арттерапия;    игротерапия.

    Специальные методы и приемы: этюды и упражнения: «Волшебные маски», «Кораблик», «Салют из шаров», «Лестница к хорошему настроению», самомассаж «Хорошее настроение».

    Материалы: презентация с аудио и видео материалами, столы, мольберт, цветные маски из картона, заготовки из бумаги (глаза, брови, рты), краски акварельные, влажные салфетки, тонированные листы бумаги в виде болотных кочек, ключи из картона, палатка детская декорированная под пещеру, черные воздушные шары, разноцветные воздушные шары с газом, разрезанные на несколько частей изображения несуществующих животных, плакат для психологической работы с детьми «Как я справляюсь со своей тревогой» (лестница и карточки), дорожка со следами, тактильные дощечки, сундучок.

    Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.

    Ход занятия:

    Слайд 2. Психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех здесь видеть. А теперь поздоровайтесь с нашими гостями!

    Дети здороваются.

    Психолог: «1,2,3,4,5

    Надо в круг скорее встать

    Дружно за руки беритесь

    И друг другу улыбнитесь!»

    Слайд 3. Ребята, вы слышите? Что это?

    Дети: «Письмо!»

    Что же за послание к нам пришло?

    (Включается магнитофонная запись)

    Слайд 4.

    «Помогите, помогите!

    В Страну Чувств вы поспешите!

    Там страх, обида, злость, печаль

    В королевстве захватили власть.

    Принца Чувств в темницу посадили

    И на 7 замков закрыли.

    Карту и компас с собою берите

    Принца нашего спасите!

    Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»

    Дети: «Мы должны помочь принцу!»

    Психолог: «А что нам надо найти, чтобы вызволить его из темницы?»

    Дети: «Нам надо найти 7 ключей».

    Психолог: «А как мы узнаем куда идти?»

    Дети: «Нам поможет карта (слайд 5) и компас (слайд 6)».

    Психолог: «Хорошо. С помощью карты, компаса и различных заданий на знания чувств, мы сможем найти ключи от темницы. Вы готовы?

    Слайд 7. Тогда нам надо торопиться на помощь принцу.

    Давайте попросим компас указать нам дорогу:

    Слайд 8. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 9. Психолог: Смотрите! Где мы оказались?

    Дети: Это какие-то ворота.

    Психолог: Эти ворота ведут в Страну чувств. А кто это возле них? (ответы детей) Да. Это стражник! Он охраняет ворота. Ребята, чтобы стражник нас пропустил надо выполнить первое задание. Садитесь за столы. Вам предстоит сделать маски чувств.

    Слайд 10. Упражнение «Волшебные маски».

    Задачи:

    1) развитие творческого мышления, способности концентрироваться;

    2) развитие умения через арт-терапевтические средства выражать чувства;

    3) формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

     Психолог: Вы сейчас будете работать в группах. В каждой группе на столе лежат заготовки масок и дополнительный материал. Посмотрите внимательно, что у вас на столе - это глазки, ротик, брови. Вспомните как выглядит то или иное чувство, разложите заготовки, а затем только приклеивайте.

    Молодцы!

    Психолог: Теперь мы можем надеть маски обиды, злости, страха и обиды, и стражник нас пропустит.

    Слайд 11. Смотрите, возле двери лежал 1 ключ от темницы!

    Слайд 12. Психолог: Давайте посмотрим, куда нам идти дальше (смотрят на слайд с картой). Нам нужно к «Вулкану злости».

    Слайд 13. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 14. Игра «Вулкан злости» 

    Цель: способствует выбросу отрицательных эмоций и улучшению общения со сверстниками.

    Дети встают в круг и берутся за руки.

    Выбирается один ребенок который становится вулканом. Он выходит в центр круга, садится на корточки и притворяется спящим. Какое-то время он сидит тихо–тихо, а все остальные ждут, когда вулкан проснется.

    Затем вулкан начинает просыпаться. Сначала он начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Остальные дети ему помогают и тоже гудят. Чем выше встает ребенок, тем громче он гудит, а выпрямившись полностью, резко подскакивает и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков, пока не выбросит все ненужное, что в нем накопилось.

    После того, как вулкан выбросил все негативное, он начинает затухать, снова садится на корточки и засыпает. Потом спокойно встает и возвращается в круг. Когда ребенок занял свое место в круге, он рассказывает, что негативного и плохого он выбросил. Например: «Я выбросил злость на Сережу. Он сегодня не поделился со мной игрушкой».

    Слайд 15. Психолог: Ребята, «Вулкан» успокоился, и рядом с ним я нашла еще один ключ!

    Слайд 16. А впереди, смотрите на карту, у нас «Угрюм-болото».

    Слайд 17. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 18. Вот оно «Угрюм-болото». Через болото мы сможем пройти, если оставим в нем все обиды!

    Каждый вспомнит на что он обижался и превратит свою обиду в кляксу. Давайте подумаем какая краска нам для этого подойдет!

    Дети подходят к столам и рисуют кляксы на тонированных, влажных листах и говорят на что обижались последнее время.

    Мы молодцы! Можно переходить болото, теперь обиды не будут затягивать нас в трясину.

    Слайд 19. А на одной кочке был еще ключ.

    Слайд 20. Куда нам теперь идти? (Психолог и дети сверяются по карте.)

    Нас ждет «Удивительный лес».

    Слайд 21. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 22. Мы попали в лес, в котором живут необычные животные, несуществующие в природе. Соберите картинки и вы увидите этих животных.

    Задание «Несуществующие животные».

    Дети подходят к столу и собирают картинки, разрезанные на несколько частей на которых изображены необычные животные и придумывают им названия. Изображают удивление.

    А теперь немного отдохнем.

    Слайд 23.

    В лесу дерево стоит.

    (Поднимают руки над головой)

    Ветер ветви шевелит.

     (Покачивают руками)

    Весной набухнут почки

    (Сжимают пальцы в кулаки)

     Раскроются листочки

    (Разжимают кулачки, шевелят пальцами)

    Чтоб деревья подрастали,

    Чтоб они не засыхали,

    Корни дереву нужны

    (Опускают руки, разводят пальцы в стороны)

    Корни дереву важны

    (Поднимаются, распрямляются).

    Слайд 24. Психолог: Ребята, а под деревом я нашла еще один ключ.

    Слайд 25. Психолог: Давайте посмотрим куда нам идти дальше. Нам нужно к «Пещере страхов».

    Слайд 26. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 27. Упражнение «Пещера страхов».

    Дети подходят к «пещере».

      Психолог: Посмотрите, здесь живет чувство страха, но сейчас его нет в пещере, давайте посмотрим, что там внутри. Что вы чувствуете? (ответы детей). Посмотрите, здесь что-то лежит (воздушные шарики черного цвета), как вы думаете, что это? (ответы детей)

    Ребята, эти шарики – детские страхи, посмотрите, как их здесь много, может быть, здесь живет и ваш страх. Что же нам с ними сделать? (ответы детей). Возьмите по шарику, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик. (дети лопают шарики).

    Слайд 28. Мы уничтожили страхи, это чувство нам больше не опасно, его колдовство бессильно без этих шаров. Мы помогли многим детям, помогли и себе.

    Слайд 29. Психолог: Смотрите, что еще я нашла в пещере!

    Дети: Еще один ключ!

    Психолог: Теперь пора продолжить наше путешествие.

    Слайд 30. Смотрим карту! Впереди «Беседка грусти».

    Слайд 31. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 32. Проходите в беседку. Садитесь на стульчики.

    Игра «Лестница к хорошему настроению».

    Ребята, из «Беседки грусти мы сможем выйти, если сделаем «лестницу к хорошему настроению». Скажите, что может поднять настроение, когда нам грустно? А теперь выберите из картинок наиболее подходящие способы и расположите их на лесенке.

    Психолог: А я знаю, как еще поднять себе настроение! В этом нам поможет…

    Самомассаж «Хорошее настроение» (поочередными круговыми движениями рук, поглаживание и растирание груди, ключицы).
    Дети. …Разотрём ладошки, согреем их немножко (потереть ладони одну о другую)
    И тёплыми ладошками , умоемся как кошки (ладонями обеих рук провести по лицу сверху вниз)
    Грабельки сгребают все плохие мысли (пальцами провести от середины лба к вискам)
    Пальцы пробегают вверх и вниз так быстро (пальцами легко постукивать по щекам)
    А теперь я возьму, и ключицу разотру (повернуться друг за другом и помассировать ключицу другому ребёнку)
    И кругами и кругами, грудь массирую руками (каждый делает массаж себе)
    А потом, а потом будет весело кругом!

    Слайд 33. Психолог: Выходим из беседки! А на ступеньке я нашла еще один ключ!

    Слайд 34. Давайте посмотрим куда нам идти дальше.

    Нас ждет «Море радости» и корабль который доставит нас к «Мосту дружбы».

    Слайд 35. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 36. Психолог: Мы на берегу моря, и я вижу корабль.

    поднимайтесь на палубу.

    Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик».

    Дети встают в круг.

    Психолог: Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.

    Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.

    Ветер утих, – выпрямитесь, расслабьтесь.

    Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте

    Море успокоилось, – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

    Слайд 37. Психолог: Вот мы и у «Моста дружбы». Перейти его смогут только самые дружные и смышленые. Вам нужно выбрать себе пару и…

    Слайд 38. Упражнение «Мостик дружбы».

    Детям предлагается по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем предлагается «построить» мостик втроем, вчетвером. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

    Слайд 39. Психолог: Молодцы ребята! Замок уже близко. Осталось немного пройти по берегу моря. Посмотрите! Что это на песке?

    Дети подходят к дорожке со следами и тактильными дощечками на них.

    Дети: «Впереди какие-то следы?!»

    Психолог: «Ребята, давайте побудем следопытами, исследуем следы, потрогаем и подумаем: какое чувство здесь оставило свой след? (тактильные дощечки)

    А почему вы решили, что это … Страх, Злость и Обида?»

    (Дети трогают рукой следы и угадывают какой чувство прошло. Цель: развитие сенситивности и соотнесения тактильных ощущений.)

    Психолог: «Я думаю, мы правильно с вами угадали. Ребята, мне кажется, что под каким-то следом спрятан ключ, ищите.

    Слайд 40.Да! И мы собрали все 7 ключей. Скорей к дверям темницы!

    Слайд 41. Вот она!

    Слайд 42. Вставляем ключи и открываем дверь.

    Слайд 43. Психолог: «А вот и принц! Посмотрите, рад он нас видеть или нет?»

    Дети: «Рад, потому что он улыбается»

    Слайд 44. Психолог: А вы знаете мы можем подарить в его страну новое чувство – Любовь. К кому мы испытываем любовь? Кого мы любим?

    Дети: «Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей…»

    Психолог: «А где живет Любовь? Как вы думаете?»

    Дети: «Любовь живет у нас в сердцах!»

    Психолог: «Да, верно! Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло ваших сердец? Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь принцу».

    Слайд 45. (Дети жестами показывают, как они отдают любовь из сердца королю. Цель: развитие эмпатии.)

    Слайд 46. Психолог: «Спасибо! Принц стал еще веселее!

    Слайд 47. Психолог: «Итак, принц освобожден. Как теперь он поступит с Обидой, Злостью, Страхом? Их надо выгнать или они нам нужны?»

    Дети: «Конечно, их надо простить, все чувства нужны и важны для людей».

    Психолог: «Я рада, что наши мнения совпадают. Скажите, а зачем нам Страх, Обида, Злость?»

    Дети: «Страх – самый чуткий, осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет вовремя предупредить об опасности. Злость – придает силы для борьбы с врагом, помогает справляться с препятствиями. Обида – чуток к дурным мыслям и разговорам, он охраняет наше достоинство и предотвращает недостойные разговоры и действия.»

    Психолог: «Правильно! Ну а теперь устроим салют в честь нашей победы, в честь принца, и в честь всех чувств!»

    Слайд 48. (Дети берут шарики, и отпускают на счет три. Цель: развитие быстроты реакции и формирование здорового эмоционального подъема).

    Слайд 49. Психолог: «Свою задачу мы выполнили, принца освободили, пора возвращаться из Страны Чувств.

    Подошло к концу наше приключение.

    Принц чувств дает вам наставление:

    Быть добрыми и без каприз

    И дарит вам сюрприз (сундук).

    (Детям раздаются подарки)

    Слайд 50.

    Слайд 51. Компас, компас, покружи – нам дорогу укажи!

    Слайд 52. Психолог: Вам понравилось путешествие? А что было самым интересным?

    А что вы сейчас чувствуете? Какое у вас настроение?

    Слайд 53. А теперь возьмемся за руки и скажем:

    Мы славно потрудились!

    Немало мы узнали!

    Чуть-чуть добрее стали!

    И дружно поиграли!

    Спасибо друг!

    Спасибо наш теплый надежный круг!

    (Дети пожимают друг другу руки по кругу.)

    Психолог: Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальный полет в страну Чувств

    Конспект музыкального занятия для детей старшего дошколного возраста...

    Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

    Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...

    «Путешествие в страну чувств и эмоций».

    «Путешествие в страну чувств и эмоций»....

    .«Путешествие в страну чувств»

    Конспект педагогического мероприятия по развитию змоционально - волевой сферы старших дошкольников...

    Тренинг для детей старшей группы «Путешествие в Страну чувств».

    Данный тренинг направлен на формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром....

    Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Тема: «Путешествие в страну Чувств».

    Вид занятия:  - коррекционно - развивающее занятие.Цель занятия: способствовать развитию эмоциональной сферы детей, умений понимать и выражать своё эмоциональное состояние, учить распознавать чув...