Дидактическая логопедическая авторская игра "Сказка на руке"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Карагужева Галина Александровна

     Игра способствует формированию мотивации к правильному произношению звуков у детей с тяжелым нарушениями речи, синхронной работе артикуляциооного аппартата и руки. В процессе обследования варежки- сказочного персонажа ребенок знакомится с частями  и основными движениями артикуляционного аппартата, соотносит движения ведущей руки и языка в  процессе постановки и автоматизации звука.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varezhki.docx1006.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Сказка на руке»

авторскоеG:\Сенсорика\IMG_1048.JPG

Возраст: с 4 лет

Материал: 

  1. Вязаные варежки (состоящие из 3 частей), соответствующие персонажам сказки «Зимовье», «Рукавичка».
  2.  Пластмассовые части, детали.
  3. Большая сшитая варежка.

Цель:  Формирование навыка координированной работы артикуляционного аппарата и руки.

 Задачи:

- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием внимания, памяти, мышления (II ступень);

- развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослым, детьми;

-формировать мотивацию к правильному звукопроизношению у детей с тяжелыми нарушениями речи;

-уточнить произношение гласных и согласных звуков с показом на руке их артикуляционных укладов.

-  формировать  обобщающие понятия  (домашние животные) на полисенсорной основе (II- III ступень);

- расширять объем импрессивной и экспрессивоной речи через развитие пропреоцептиной деятельности и нескольких видов восприятия;

- продолжать обучать последовательности, содержательности в процессе составления пересказа, лексического и грамматического оформления связных высказываний;

- совершенствовать навыки связной речи (задавать вопрос, отвечать на него).

-формировать мотивацию к сотрудничеству со взрослым.

-способствовать включению родительского потенциала в логопедическую работу.

Особый интерес: определить на ощупь персонаж сказки, их количество в варежке; найти отличия между персонажами на основе зрительного и тактильного восприятия; установление эмоционального контакта со взрослым (педагогом, родителем).

Безопасность: материал мягкий; детали варежки прочно прикреплены, использованы натуральные гипоаллергенные  материалы.

C:\Documents and Settings\Логопеды\Desktop\КАРАГУЖЕВА 2017\АТТЕСТАЦИЯ Карагужева18\P1040883.JPG

Упражнения: 

  1. Обследовать и определить на ощупь персонажа сказки на основе зрительного внимания, тактильных ощущений.
  2. Обследовать варежки, проговорив все части. Учить надевать на обе руки (имитируя движение частей артикуляционного аппарата).
  3. Учить выполнять артикуляционную гимнастику с использованием варежек (синхронное выполнение артикуляционного упражнения с движениями кистей рук)
  4. Показать артикуляционный уклад  звука с использованием трех частей варежки (верхняя челюсть, язык, нижняя челюсть), произнести звук («синхронно с героем»).
  5. Произнести слог, сопровождая соответствующими движениями рук в варежке.
  6. Произвести анализ звуко - слоговой структуры слова на основе синхронной работы  артикуляционного аппарата и руки.
  7. Составить простое  распространенное предложение на наглядной основе.
  8. Составить диалог героев в соответствии с ситуацией (по инициативе ребенка, предложенной  педагогом).
  9. Составить пересказ сказки  в соответствии с иллюстрациями (без них).

C:\Documents and Settings\Логопеды\Desktop\КАРАГУЖЕВА 2017\АТТЕСТАЦИЯ Карагужева18\ДОМИК.ВАРЕЖКИ\IMG_1041.jpg

Обогащение словаря: предметный, предикативный,  адъективный словарь

Связь с образовательными областями:

  • Социально - коммуникативное развитие

1)Учить воссоздавать логическую цепочку игровых действий, объединенных в сюжет.

2)Учить располагать предметы в микропростанстве.

3) Учить детей использовать в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты.

4) Учить детей передавать  в игре (инсценировке) характер персонажа.

  • Познавательное развитие
  1. Развивать сенсорно - перцептивную способность, исходя из принципа  целесообразности, обучать выделению знакомых объектов из фона  на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе  и об окружающем природном мире).
  2. Посчитать количество героев в варежке ;
  3. Определение качеств предмета на основе зрительного и тактильного восприятия.

  • Развитие речи:
  1. Стимулировать речевую активность.
  2. Формировать мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности (II ступень).
  3. Развивать диалогическую форму речи  в процессе театрализации

(II -III ступени).

  • Коррекионно-развивающая работа
  1. Вызывать эмоциональные проявления к выполнению задания;

обеспечить ребенку возможность в игре проявлять активность.

  1. Профилактика дисграфии, дислексии.
  2. Формировать навыки правильного произношения звука на основе зрительного и тактильного восприятия.
  3. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение игровых действий.
  4. Формировать коммуникативые умения и навыки («ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»).
  5. Учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа
  6. Учить передавать характер персонажа (его эмоциональное состояние).
  7. Развитие  просодической стороны речи, мимики.

Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, развитие представлений о  свойствах и качествах реальных предметов в ходе инсценировки, сюжетно – ролевой игры.

Правила использования варежек

1. Обследовать варежки, проговорив все части.

Надевать на обе руки.

2. Ведущая рука – язык. Надеть правую (ведущую) руку в варежку-язык (или нижнюю челюсть).

3. Соединить большие пальцы и мизинцы (уголки рта).

4. При необходимости поворачивать ведущую руку в языке (на свистящие – за нижние  зубы, на шипящие – за верхние).

В результате

1. Работа руки и артикуляционного аппарата становится более координированной.

2. Моторика пальцев рук становится более развитой. Руки становятся более «послушными».

3. Более успешной становится работа по формированию навыка звукового и слогового анализа.

Автор пособия: Карагужева Галина Александровна, учитель - логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень дидактических и авторских игр

Перечень дидактических и авторских игрпо теме "Формирование у детей ретроспективного взгляда на предметы для детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактическая игра (авторская) "Мы едем, едем, едем...."

Цель: Уточнение представлений детей о растительном и животном мире города Губкина в сравнении с южной страной Африкой.Задачи:1. Расширять представления детей о своеобразии животного и растительного ми...

Авторское наглядное пособие:«Рукам работа - душе праздник»

Данное пособие можно использовать для ознакомления детей с видами трудовых поручений,с инвентарем который используется в разных видах деятельности; как информационный материал для родителей о приобщен...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...

Картотека дидактических игр и пособий своими руками по теме : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Картотека дидактически игр и пособий   Дидактическая игра  «Наряди матрешку» Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по ц...

Авторская работа Подготовка руки к письму

Актуальность темы: Речевое развитие личности определяется по уровню усвоения системы языка и уровню владения языковыми средствами в процессе общения.Однако в практике дошкольного образования определен...