Конспект "Использование бересты".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Семенова Екатерина Валентиновна

Знакомство детей со свойствами бересты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_beresta.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Использование бересты»

Дата проведения занятия:  10.03.2016г

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР

Оборудование:

- для детей: два мольберта, незаконченное работы детей на бумаге для акварели , природный материал -береста, клей, поделки из бересты;

- для учителя-логопеда: презентационный материал по теме, ноутбук, аудиозапись.

Приоритетная образовательная деятельность: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество»

Цель: Формирование семантического поля слова «береста». Знакомство детей   со свойствами бересты.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать семантическое поле слова «береста»;

- познакомить детей со свойствами бересты;

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять умение отвечать  на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;

-развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

- прививать интерес к изучению истории России;

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности детей, радоваться результатам командного труда.

Планируемые результаты:

- у детей сформировалось  семантическое поле значения – береста.

- имеют представления о свойствах бересты.

- имеют представления о культуре и быте русского народа.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля

Приветствие

Введение в игровую ситуацию

 (приветствие)

Логопед:

- Ребята,  о каком  символе России мы говорили с вами?

Дети: О берёзе.

Слайд №1

Логопед:

- Ребята, а давайте вспомним из каких частей состоит берёза? (ствол, ветки, листья, крона, корни, черные полоски на стволе - чечевички, весной появляются серёжки, ствол берёзы покрыт корой)

Молодцы. Вы все запомнили!

Слайд №2

Логопед:

- Давайте вспомним как говорили наш предки о берёзе:

 Дети:

-Первое дело – мир освещать,

Второе дело – тепло давать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвёртое дело-чистоту соблюдать.

Логопед просит вспомнить поговорку: « Вылечился Ваня – помогла баня»

(ответы детей)

Слайд №3

Логопед:

- А ещё мы с вами учили стихи о берёзе.

Дети читают стихи.

                  …

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную… (А. Прокофьев)

               …

Белая берёза,

Под моим окном                                                                                                  

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза.

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Слайд №4  «Барышня в берёзовом лесу»

Логопед:

- О берёзе не только сочиняли стихи , но и … (подвести детей к тому что художники писали картины.)

- Художники своими картинами могли нам очень много рассказать. (Внешний вид барыни, время года, куда пришла, как называется лес.)

Обратить внимание детей на бересту.

Мы сегодня с вами поговорим о бересте.

3.Сенсорно-познавательное развитие

Слайд №

Логопед:

- Я приглашаю вас в минимузей, где мы продолжим знакомиться с берестой. (Логопед и дети подходят к столику, где представлены природный материал - береста и поделки из неё).

Логопед:

- Посмотрите ребят на экспонаты нашего музея (посуда, украшения, поделки из бересты, береста). Все эти предметы сделаны из бересты.

Логопед знакомит детей с берестой, её свойствами (гнётся, слоится, прочная, верхний слой бересты светлый, нижний (тот, что примыкает к стволу) – тёмный, на бересте можно писать (экспонаты с надписями ).

Логопед: - Хотите узнать о бересте ещё больше? Тогда садитесь поудобнее и приготовьтесь смотреть и слушать.

 Слайд №

 Логопед:

 - Посмотрите на экран. Это ребята берестяная грамота (письмо на бересте) ей более 600 лет. В те времена на Руси бумаги не было. Вместо бумаги люди для письма использовали бересту.  Не было ни карандашей , ручек, фломастеров. На бересте писали ( выцарапывали буквы) писалом.

Булат Окуджава.

"Что есть полоски бересты..."

Что есть полоски бересты,
разбросанные перед нами?
Они  - как чистые листы,
украшенные письменами.

Из тех рисунков и значков
К нам, в нашу жизнь, под наши своды,
Врывается из тьмы веков
Исповедальный крик природы …

(-Ученые из берестяных грамот узнали о жизни людей того времен очень много интересного и поучительного.)

Слайд №

 - Во время Великой Отечественной войны белорусские партизаны использовали бересту для выпуска газет. Фашисты не догадывались, что на листе бересты можно передать информацию. Берестяную газету можно было спрятать среди дров. И вывезти  газету из леса. В газете из бересты   рассказывалось людям об успехах Советской армии, рассказывалось о подвигах  людей в борьбе с фашистскими захватчиками.

Слайд №

-  В сундуках из бересты хранили одежду,  в ларцах и  шкатулках украшения и грамоты (документы).

Слайд №

- Из бересты, умельцы, могли соорудить непромокаемую лодку. Она была лёгкой. И её можно было легко переносить из реки в реку, из озера в озеро.

Слайд №

Люди из бересты делали обувь. Правда носилась эта обувь не долго. Всего –то две недели.

Слайд №

Из бересты делали даже одежду.  (Как вы думаете в этой одежде было удобно ходить?)

(Ходить было не удобно, но береста хорошо сохраняет тепло и через берёзовую кору не кусали комары).

Вот такую удивительную бересту открыли для себя люди.

2.Физкультминутка

Слайд №

Логопед:

- Я предлагаю вам отдохнуть и поводить хоровод возле берёзы.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

(Логопед и дети водят у берёзы хоровод.)

 Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати. (2 р.)
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли, заломаю. (2 р.)

4. Интегрированная деятельность.

Слайд №

Логопед:

(Логопед обращает внимание детей на слайд)

- Эти поделки из бересты делали современные дети.

-Из чего делали поделки. (Из бересты)

 Дети легко ножницами резали бересту как бумагу и приклеивали детальки на картон).

Вот это свойство бересты нам  понадобится для следующего задания.

- Я предлагаю вам разделиться на команды. Наденьте галстучки. И приготовьтесь слушать и смотреть.

На прошлом занятии вы делали поделку. (Берёзу с настоящими берёзовыми листочками). Наши поделки ещё не закончены.

- Я предлагаю вам украсить поделку  грибочками ( как у меня). Посмотрите из какого материала сделаны мои грибочки? (Из бересты) Из чего состоит грибок? (Из шляпки и ножки).

- Какой формы шляпка?  (полукруглая)

- Какой формы ножка?(овальная)

- Вы возьмёте ножницы и вырежете детали для грибка.

- Теперь нам понадобится клей. (Дети приклеивают детали на совместную работу)

 (Осталось выяснить, как называются грибы, которые растут под берёзами)

Подвести детей к тому, чтобы назвать картину «Берёза с подберёзовиками»

Логопед:

- Молодцы, у вас получились отличные работы.

5.Игра «Волшебная палочка»

Слайд №

-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Вы будете передавать друг другу  палочку и вспоминать, что вы  узнали о бересте.

(Дети встают полукругом передают друг другу «волшебную палочку», вспоминают, что они узнали о бересте).

Ответы детей:

- береста  для поделок гнётся,

- береста слоится,

- на бересте можно писать,

- бересту можно резать ножницами,

- из бересты можно делать посуду,

- из бересты можно сделать лодку,

- из бересты можно сделать газету.

Логопед: -Молодцы ребята

5. Рефлексия (итог).

Логопед: 

- А что вам больше всего понравилось делать на занятии?

- Попрощайтесь с нашими гостями. Хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)

«Мишка, Мишка , лежебока» (В.Берестов)...

Волшебная береста

Консультация по изготовлению работ из бересты...

"Волшебная береста"

Наглядный материал, альбом для рассматривания...

Методическая разработка занятия по бересте с дошкольниками "Чудеса из бересты"

Занятие помогает расширять представления детей о березе как о символе России, используя малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, народные песни, танцы), предметы декоративно-прикладного ис...

Презентация "Мастерим из бересты".

Презентация подготовлена к мастер-классу с педагогами детского сада....

Тема занятия: «Сказка про выходной день» В. Берестов

Конспект интегративного  занятия по художественной литературе с элементами рисования и аппликаций .С повторением правил дорожного движения ....