Педагогическая цепочка: воспитатель-логопед-дефектолог-психолог – основа успешной реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ (из опыта работы)
консультация по коррекционной педагогике на тему

Иванова Елена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedagogicheskaya_tsepochka.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая цепочка: воспитатель – логопед – дефектолог – психолог

основа успешной реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ

Слайд 1.

Слайд 2. Преодоление различных отклонений в развитии у детей с ОВЗ, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптации и социализации в обществе возможно

Слайд 3. только при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех педагогов дошкольной образовательной организации на интегративной основе.

Слайд 4. Главной целью организации совместной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя является повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности.

В нашей ДОО совместная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя организуется посредством реализации следующих основных видов деятельности:

Слайд 5. 1. Совместное обсуждение результатов психолого-педагогического обследования детей.

Специалисты индивидуально проводят мониторинг развития детей, наблюдают за ними в ходе коррекционно-образовательной деятельности и в группе.

Слайд 6. Воспитатели также изучают особенности развития детей в процессе своей организованной деятельности и в повседневной жизни: в режимные моменты, на прогулке, во время их свободной деятельности.

На заседании консилиумов совместно анализируются успешные и неуспешные предполагаемые результаты мониторинга, намечаются и/или изменяются дальнейшие пути коррекционно-образовательной деятельности.

Слайд 7. 2. Совместное изучение содержания основной и адаптированных программ ДО, составление перспективного плана работы по всем образовательным областям и видам деятельности детей, разработка рабочих программ и коррекционных курсов.

Здесь нужно учитывать, что специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.

Слайд 8. В свою очередь воспитатель должен знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Слайд 9. 3. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, тематических и интегрированных занятий.

Такие мероприятия являются итогом всей коррекционно-образовательной деятельности с детьми за определенный период.

Слайд 10. 4. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по рекомендациям, которые даёт учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатель. Необходима совместная работа педагогов и родителей, единство требований. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Слайд 11. При этом мы всегда должны помнить, что содержание коррекционно-образовательной деятельности строится с учётом ведущих линий развития ребенка, во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития».

Слайд 12. Интеграция речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных методов и средств воспитания и обучения:

Слайд 13. при проведении артикуляционной гимнастики пользуемся методом биоэнергопластики, сказкотерапию сочетаем с пальчиковой и жестовой гимнастикой, а дыхательную гимнастику сочетаем с движением и звуком, а ещё музыкотерапия, логоритмика, кинезотерапия. Перечислять можно довольно долго.

Слайд 14. Система коррекционно-образовательной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной предмето-пространственной среде детского сада и не может успешно функционировать без взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога, т.е «педагогической цепочки».

Слайд 15. Одним из звеньев педагогической цепочки является коррекционная логопедическая деятельность.

Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и другого специалиста могут быть совершенно разными. Например:

  • Ежедневные педагогические пятиминутки
  • Семинары, практикумы, консультации, круглые столы
  • Внутренние консилиумы
  • «Скорая помощь»
  • Итоги половинки дня

Раскроем подробнее некоторые из этих форм взаимодействия.

Слайд 16.  Ежедневные педагогические пятиминутки

Это самая частая и самая насыщенная форма взаимодействия. Педагогические пятиминутки проходят в течение дня постоянно в то время, когда учитель-логопед приводит ребёнка с индивидуального коррекционного занятия.

Каждый раз логопед сообщает воспитателю об успехах или неудачах ребёнка в процессе логопедического занятия. Даёт короткие рекомендации и советы, как закрепить успех или как преодолеть неудачу. Воспитатель в свою очередь может раскрыть секрет состояния ребёнка на данный момент.

Таким образом, идёт обмен информацией, которой владеет воспитатель и учитель-логопед.

Слайд 17. Скорая помощь

Каждый педагог знает, что в работе с детьми не всегда всё бывает гладко, и может случиться внештатная педагогическая ситуация. В этом случае мы используем такой вариант взаимодействия как «Скорая помощь».

Слайд 18. Например, представьте себе ситуацию, воспитатель учит с ребёнком стихотворение к утреннику. Но, ребёнок заболевает и приходит в детский сад непосредственно в день утренника. Проверяя стихотворение, воспитатель выясняет, что ребёнок не может выговорить правильно слово «благоухание», причём, нарушений звукопроизношения у этого ребёнка нет. Для преодоления данной трудности воспитатель использует все известные ей приёмы и способы, которые, к сожалению, не приводят к положительному результату. А утренник уже сегодня. Создалась внештатная ситуация. И с этой ситуацией воспитатель срочно обращается к учителю-логопеду. Логопед независимо от своего плана коррекционной работы на данный момент находит время для оказания помощи воспитателю.

Слайд 19. В данном случае учитель-логопед показывает воспитателю маленький мастер-класс с этим ребёнком, используя приём наращивания слова по частям с конца. Слово «благоухание» начинаем произносить с конца, определив простую часть для произнесения:

- ие

- ние

- ание

- ухание

- агоухание

- благоухание

Таким образом, логопед оказал не только быструю помощь ребёнку, преодолев внештатную ситуацию, но и поделился опытом с воспитателем.

Рассмотрим ещё один пример:

Слайд 20. В момент возвращения учителя-логопеда с ребёнком после коррекционного занятия в группу, логопед становится свидетелем внештатной ситуации. Воспитатель общается с ребёнком после проведения непосредственной образовательной деятельности, закрепляя пройденный материал, пока остальные дети играют. Проблема заключается в том, что ребёнок не может запомнить последовательность названий осенних месяцев и воспитатель, увидев учителя-логопеда, обращается с просьбой о помощи.

Слайд 21. Учитывая, что данный ребёнок старшего дошкольного возраста и его фонематический слух не нарушен, учитель-логопед предлагает использовать ассоциативный метод, основанный на звуко-буквенном анализе. Ребёнок определяет первые буквы названий осенних месяцев и составляет из них слово в правильной последовательности. На первом месте буква С, потому что сентябрь – это первый месяц осени. Н а втором месте буква О и далее буква Н. Получается слово СОН. Теперь, когда ребёнку нужно будет вспомнить последовательность названий месяцев, то он, опираясь на ассоциативное слово СОН, будет безошибочно её определять.

Таким образом, на данных двух примерах вы можете уже сделать вывод о том, что «Скорая помощь» – очень эффективная форма взаимодействия для совместного поиска быстрого выхода из конкретной внештатной ситуации.

Слайд 22.  Итоги половинки дня

Послеобеденное время, когда оба воспитателя группы присутствуют на смене, мы используем для подведения итогов половинки дня. Воспитатели и учитель-логопед:

- проговаривают успехи и неудачи в педагогическом процессе,

- ещё раз вспоминают темы, затронутые на пятиминутках,

- вносят изменения в свою совместную педагогическую деятельность,

- а также осуществляют поиск путей решения возникших трудностей.

Использование разнообразных форм взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда приводит к достижению наиболее эффективных положительных результатов в педагогическом процессе.

Далее, на примерах, мы вам покажем, как совместными усилиями учителя-логопеда и воспитателя достигается положительная динамика в развитии речи детей с ОВЗ.

Слайд 23. Первый пример. Учитель-логопед на своих индивидуальных занятиях проводит систематическую коррекционную работу по установлению причинно-следственных связей,

Слайд 24.  например, обучает рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Одним из приёмов обучения является то,

Слайд 25.  что при работе с серией сюжетных картинок первоочерёдно рассматриваем цветные картинки и составляем по ним рассказ, а затем работаем по пиктограммам.

Слайд 26.  Соответственно получается, что на одном занятии ребёнок составляет рассказ минимум два раза, что является закреплением установления причинно-следственных связей на данном материале.

Слайд 27. Это помогает воспитаннику с ОВЗ справиться в дальнейшем с заданиями воспитателя, связанными с установлением серийной последовательности, на занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром.

Видеофрагмент 1 (развитие речи)

Данный ребёнок имеет тяжёлое нарушение речи вследствие тугоухости, требующей ношения слухового аппарата. В данном фрагменте видна коррекционная работа учителя-логопеда по установлению причинно-следственных связей. Вы обратили внимание на то, как ребёнок использует описание мелких деталей сюжетных картинок при составлении рассказа? Также интересен момент видеофрагмента, когда воспитатель создаёт логическую ловушку, но ребёнок уверен в правильной последовательности сюжета. Это яркий пример, когда совместная работа даёт положительную динамику.

Слайд 28. Второй пример. Учитель-логопед занимается в течение длительного времени с ребёнком с синдромом Дауна

Слайд 29. формированием фразовой речи. Работа строилась следующим образом. Первоначально учитель-логопед обогащал предметный словарь ребёнка с помощью пиктограмм.

Слайд 30. Далее добавили пиктограммы для обогащения глагольного словаря, и в тот момент появилась возможность формирования фразы по пиктограмме из двух слов. Например (папа идёт по пиктограммам)

Слайд 31. Следующим этапом формирования фразы является знакомство и введение в речь ребёнка маленьких слов помощников: простых предлогов и союзов. Начинаем с самого первого предлога В, затем НА и параллельно берём союз И.

Слайд 32. Обращаем внимание, что все предлоги вынесены на отдельные карточки и от ребёнка не требуется прочтение предлога. Логопед сам показывает и называет правильную карточку. Ребёнок повторяет и запоминает и продолжает фразу.

Слайд 33. Таким образом, на данный момент фраза ребёнка может составлять 4 слова. Очень важно, что карточка с предлогом или союзом является стимулом для этого ребёнка к продолжению фразы.

Теперь данный ребёнок может проявить свои возможности на занятиях у воспитателя в разных образовательных областях.

Видеофрагмент 2 (ознакомление с окружающим миром)

У этого ребёнка синдром Дауна и тяжёлое нарушение речи. На фотографиях вы видели, как строилась работа по формированию фразы с использованием карточек. А на видеофрагменте вы видели, как на занятии по окружающему миру происходит закрепление отработанного учителем-логопедом материала по формированию фразы с предлогом за. Закрепление происходит в виде игры с реальными игрушечными предметами.

Видеофрагмент 3 (индивидуальная работа)

Второй фрагмент также отражает закрепление формирования фразы с предлогом за, но уже в индивидуальной работе воспитателя во время свободной деятельности остальных детей. Обращаем ваше внимание, как ребёнок, который в начале года не мог произнести фразу из двух слов, рассказывает сказку репка, при этом используя предложно-падежные конструкции.

Слайд 34. В педагогической цепочке важное место занимает и такая классическая форма взаимодействия логопеда и воспитателя, как проведение совместной образовательной деятельности.

Сегодня мы представим Вашему вниманию видеофрагменты организованной образовательной деятельности, которую проводят воспитатель и учитель-логопед с воспитанниками второй младшей группы.

Все вы знаете, что в настоящее время в работе с детьми с ОВЗ, для их успешной социальной  адаптации недостаточно использовать только традиционные методы и  технологии воспитания и обучения. Педагоги ищут новые приемы и методы. И одним из инновационных методов могут выступать  игры с водой, которые будут представлены в видеофрагментах.

Слайд 35. Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Вода не только обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Слайд 36. Вода для нормально развивающихся детей - это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развитию навыков исследовательского поведения, это и сфера  их творческой деятельности, где развиваются коммуникативные и речевые способности. А для ребенка с ОВЗ игры с водой прежде всего обладают психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. Они могут просто заинтересовать, развлечь, поднять эмоциональный настрой ребёнка, помочь ему легче, а главное успешнее пройти  весь сложный путь   адаптации, быстрее наладить контакт со сверстниками, включиться в образовательный процесс.

Слайд 37. Для группы инклюзивной направленности игры с водой являются незаменимой технологией по объединению всех детей и достижению столь разных образовательных задач, которые стоят перед педагогом.

Слайд 38. Итак, совместная образовательная деятельность "У нас в гостях Капитошка". Данная деятельность была запланирована на весь день:

Первая часть - введение в тему, которая проводилась до завтрака детей;

Вторая основная часть – проводилась после завтрака.

Обращаем ваше внимание, что данную группу посещала девочка с диагнозом ДЦП и задержкой психоречевого развития. На момент видеосъемки  у ребёнка сложный адаптационный период. Катя отказывалась идти в группу, садиться за стол завтракать, любой телесный контакт отвергала. Она замыкалась в себе, постоянно плакала, отказывалась от приема пищи. На контакт с детьми и с педагогами не шла, познавательной активности не проявляла. Игры с водой помогли изменить поведение девочки. Эти изменения вы увидите в видеофрагментах.

Демонстрация видеофрагментов

Вот таким образом, то есть с использованием традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, строится педагогический процесс в инклюзивных группах нашего образовательного учреждения.

Слайд 39. Ещё одним звеном педагогической цепочки является коррекционная деятельность учителя-дефектолога.

Основными формами взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя являются:

  • активизация знаний и умений ребёнка
  • совместная адаптация и видоизменение материала занятия
  • сопровождение ребёнка на занятиях и в процессе режимных моментов

Рассмотрим их на конкретных примерах…

Слайд 40. При объяснении нового материала в группе воспитатель будет опираться на опыт, который уже имеется у большинства детей. Воспитатель и учитель-дефектолог анализируют предстоящее занятие и обозначают ту часть материала, с усвоением которой у ребёнка с ОВЗ могут быть трудности.

Слайд 41. Учитель-дефектолог на индивидуальном занятии с ребёнком с ОВЗ будет повторять, отрабатывать материал, владея которым ему будет доступно понимание основного материала группового занятия. На индивидуальном занятии учитель-дефектолог активизирует все системы восприятия ребёнка: слуховую, зрительную, тактильно-двигательную, как сохранные, так и дефицитарные.

Слайд 42. При этом на индивидуальных занятиях будут использованы наглядный и практический материал, включены в работу упражнения с использованием цветного песка, пластилина, цветной бумаги, комплекта развивающего оборудования Пертра и т.д.

Слайд 43. Другой возможной формой взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя является подготовка, видоизменение материала и адаптация его под возможности конкретного ребёнка. В этом случае учитель-дефектолог даёт конкретные рекомендации по подготовке материала занятия таким образом, чтобы ребёнку с особыми потребностями было доступно выполнение заданий.

Видеофрагмент 4. На видеофрагменте мы видим, что воспитатель предлагает детям средней группы выполнить конструирование ракеты из счётных палочек по схеме. Ребенку с ОВЗ предлагается тоже выложить ракету, но из меньшего количества элементов. Материал подобран таким образом, что девочка с минимальной помощью воспитателя справляется с заданием и чувствует себя успешной наравне с другими ребятами. Это очень важно для поддержания самооценки ребёнка.

Слайд 44. Ещё одной возможной формой взаимодействия является сопровождение ребёнка с ОВЗ учителем-дефектологом на занятиях воспитателя. Данный вид взаимодействия применяется в основном для детей с тяжёлой двигательной патологией.

Слайд 45. Учитель-дефектолог сопровождает ребёнка на занятиях, связанных с использованием продуктивной деятельности, помогая ему физически, например, придерживая постройку при конструировании.

Слайд 46. Некоторым детям с выраженной интеллектуальной патологией необходимо сопровождение во время режимных моментов. Если обычному ребёнку будет ясна инструкция «снимай сандалии», то особому ребёнку необходимо будет разбить её на несколько маленьких действий «сядь на стульчик, расстегни липучки, тяти, снимай сандалии» и даже выполнить вместе с ним «рука в руку» Сопровождение в режимных моментах направлено, на то чтобы помочь воспитателю определить такой уровень сложности подачи материала, который будет доступен ребёнку в данный момент его развития.

Слайд 47. Конечно, говоря о взаимодействии дефектолога и воспитателя нельзя не отметить, что педагог всегда может обратиться к специалисту за советом о том, как лучше обучать и развивать ребенка, как сделать ситуацию взаимодействия более продуктивной.

Слайд 48. Психологическое сопровождение детей является очень важным звеном педагогической цепочки, так как у многих детей, а особенно со статусом ОВЗ имеются те или иные особенности поведения, характерологические аномалии, нарушения эмоционально-волевой сферы в связи, с чем общение с ребенком его адаптация и социализация в детском саду вызывают затруднения у педагогов. Поэтому взаимодействие педагога-психолога со всеми специалистами и воспитателями осуществляется постоянно. Да и самим педагогам, работающими с «особыми» детьми зачастую приходится быть психологами.

Слайд 49. Если говорить о формах взаимодействия, то к ним относятся и проблемные пятиминутки, и индивидуальные консультации и разрешение ситуаций «здесь и сейчас».

Чтобы наглядно показать работу воспитателя и психолога в тандеме, остановимся на некоторых наиболее важных аспектах жизни дошкольника.

Слайд 50. Один из них – это адаптация ребенка к детскому саду. Процесс адаптации сложен практически для любого ребенка и по предположениям ученых, этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка.

Слайд 51. Многие дошкольники, особенно с ОВЗ в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это объясняется тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке и чувствует себя незащищенным. Ведь в семье он в центре внимания, а в детском саду – один из многих, такой же, как и другие.

Слайд 52. Новая обстановка требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. Благополучная адаптация в детском коллективе характеризуется возникновением симпатии ребенка к другим детям, которая переходит в потребность в общении с ними.

Слайд 53. Потребность в общении у детей не развивается сама по себе, а только через общение через предметную деятельность. Педагогу-психологу необходимо объяснить воспитателям, что у дошкольников общение развивается в процессе совместной деятельности в играх, творчестве, конструировании и т.д.

Слайд 54. Педагог-психолог может порекомендовать литературу по вопросам адаптации, подготовить памятки, буклеты для педагогов и родителей, оформить методические папки. Специалист подбирает для воспитателя игры для развития у детей коммуникативных компетенций, снятие психоэмоционального напряжения, развитие произвольной регуляции деятельности. Если адаптация протекает очень сложно, психолог приходит в группу, помогая воспитателю найти конкретные способы взаимодействия с ребенком.

Слайд 55. Также с этим ребенком психолог проводит адаптационные игровые сеансы, с использованием коррекционного оборудования (песочница, оборудование для игр с водой, оборудование сенсорной комнаты).

Слайд 56. Подчеркнем, что-то каким станет детский коллектив и атмосфера в детской группе, целиком зависит от взрослого. Группа детского сада, которую посещают дети с ОВЗ, очень разнообразна по своему составу. Рассмотрим состав группы не с позиции ограничений в здоровье детей, а с точки зрения их образовательных потребностей. Тогда можно сказать, что в группе будут такие же разные дети, как и в любой другой. Это дети активные и пассивные; спокойные и энергичные; разговорчивые и молчаливые; любознательные и, как может показаться на первый взгляд, ничем не интересующиеся; коммуникабельные и застенчивые и т.д.

Слайд 57. Именно от того, как педагог принимает и понимает ребенка, отличающегося от других, какие условия создает для совместной детской деятельности, будет зависеть появление у детей желания общаться и взаимодействовать друг с другом.

Слайд 58. Особенно сложно в ситуации, когда в группе есть ребенок, поведение которого трудно понять и принять. С ним сложно установить теплые и приятные взаимоотношения и педагогу, и детям. Ведь дети, особенно дошкольники, очень внимательно следят за тем, с какой интонацией, каким тоном разговаривает педагог с другими детьми.

Слайд 59. Эпизод из практики. Ярослав, 4 г. Дети в группе переодеваются после бассейна и садятся за столы на второй завтрак, в это время в группу заходит психолог и слышит крик и плач Ярослава уже сидящего за столом. Воспитатель в этот момент помогает другому ребенку переодеваться и еще не успела отреагировать на ситуацию. Психолог подходит к мальчику с вопросом, что случилось. Ярослав сквозь всхлипывания делится со взрослым, что хочет к маме. Спокойно и уверенно психолог говорит, что уже скоро обед, и после того как мальчик поспит, он даже не успеет заметить, как придет мама. После этого сразу переключает внимание ребенка, предлагая посмотреть в окно и обращает внимание, что сегодня чудесная погода, светит солнышко и солнышко очень любит, когда дети улыбаются. Другие дети в это время внимательно наблюдают за происходящим, одна из девочек, подходит и обнимает специалиста. Мальчик успокаивается и с интересом смотрит в окно, затем поворачиваясь к психологу, опять вспоминает про маму, но взрослый снова переключает ребенка с болезненной темы и рассказывает о том, что сейчас Ярослав будет кушать вкусное яблоко, а потом играть с ребятами. В это время к ребенку подходит воспитатель со вторым завтраком, малыш, уже успокоившись, спрашивает, любит ли его воспитатель и, получив утвердительный ответ, успокаивается совсем и начинает есть яблоко, после завтрака играет с детьми.

В данном примере психолог показывает, как можно найти подход к ребенку, создать благоприятную атмосферу в группе.

Слайд 60. Настя 5 лет. Девочка очень любит заниматься со специалистами, особенно привязана к учителю-дефектологу. Воспитатели уже не знают, что делать, очень часто у девочки случаются эмоциональные всплески, если происходят какие-то изменения в расписании занятий группы,  или если она видит специалиста и он не берет ее на занятие, а приходит за другим ребенком. Педагоги пытаются объяснять Насте, что занятия с дефектологом у нее не каждый день и что есть специальное расписание, но естественно, что эту информация является для девочки слишком сложной.

Слайд 61. Учитель-дефектолог и воспитатель обращаются к педагогу психологу за советом и вместе они принимают решение о составлении для Насти наглядного расписания, которое поможет формированию у девочки последовательности действий, даст предсказуемость и порядок в смене видов деятельности в течение дня.

Слайд 62. Составление режима дня. Воспитатель с утра обсуждает с девочкой предстоящий день. Они выбирают подходящие карточки и прикрепляют их на вертикальной плоскости.

Это может быть магнитная доска, фланелеграф или заламинированный лист А4 с карточками на липучках, который можно повесить прямо на дверцу шкафчика ребенка.

  • течение дня воспитатель обращает внимание Насти на расписание, обсуждает, что уже произошло, что будет сейчас, чем займемся после этого. Карточки, на которых изображено то, что уже произошло, можно снимать и складывать в специально отведенное место.

Подобных примеров может быть множество.

Слайд 63. Хочется отметить, что зачастую, особенно на начальном этапе работы, специалисты обращаются к воспитателю, который проводит с детьми существенно больше времени, с целью лучше узнать ребенка, особенности его поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Слайд 64. Также, уже в процессе работы, логопед, дефектолог или психолог могут обратиться с просьбой к воспитателю для последующего закрепления полученных навыков в режимных моментах и свободной деятельности детей.

Слайд 65. Именно таким образом, образуется "цепочка" педагогического взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога, что позволяет более эффективно и полноценно включать детей с ОВЗ в общеобразовательную среду дошкольной организации.

Слайд 66. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах работы, их комплексность и многообразие - вот залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.

Учителя-логопеды ГБОУ Школы 1015:

Берсекова Лариса Борисовна,

Голованова Надежда Александровна,

Марченкова Татьяна Тарасовна
Учитель-дефектолог ГБОУ Школа №1015

Иванова Елена Владимировна
Старший воспитатель, педагог-психолог

Черемисина Яна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»

«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»...

«Индивидуальный образовательный маршрут: проблемы и перспективы» (из опыта работы)

       Всякий человек уникален, не похож на других и сам по себе и в смысле своего предназначения и его реализации....

Дипломная работа "Организация индивидуального образовательного маршрута ребёнка по физической культуре"

Организация  индивидуального образовательного маршрута  ребёнка по физической культуре...

Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.

Все личные данные (ФИО, даты рождения) изменены.  Индивидуальные образовательные маршруты построены в соответствии с требованиями, озвученными на курсах повышения квалификации "Организация и...

Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»

Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося на основе диагностики особенностей развития ребенка....