Современные технологии развития речи ребенка, как условие достижения детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта.
Актуальность проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которая бы отвечала требованиям ФГОС и учитывала особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития речи ребенка,
как условие достижения детей с ОВЗ.
Лего-технология
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. У детей отмечаются:
недостаточная устойчивость внимания,
снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания.
Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу которая бы отвечала требованиям ФГОС и учитывала особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.
Одной из технологий, которой я занимаюсь с детьми, это ЛЕГО – технология.
Эта технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Использование ЛЕГО в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, а так и в самостоятельной деятельности дошкольников. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности.
Применение лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
Конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОВЗ как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
ЛЕГО – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
• развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
• формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
• формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
• постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
• формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
• овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
• формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
• развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
ЛЕГО-игры помогают развивать умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипную образовательную деятельность, я использую различные формы работы. Предлагаю детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на в ходе образовательной деятельности используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный. Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают непосредственно образовательную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
В перспективе планируется продолжать: Способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками; Конкурс среди детей совместно с родителями; Продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «Лего»; Продолжать работу по самообразованию; Делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме; Принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-1064157-1539187812.jpg)
Интеллект-карты как современная технология развития речи у детей с ОВЗ
В презентации раскрывается опыт создания и использования интеллект-карт в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271549-1600973974.jpg)
Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-229746-1610202925.jpg)
Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297476-1607585521.jpg)
Современные технологии развития речи детей. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей, их причины.
О методе морфрлогического анализа - Круги Луллия, типичных морфологических ошибках детей, их причинах и способах преодаления....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-818086-1474315979.jpg)
Современные технологии развития речи детей ДОО (из опыта работы воспитателя детей среднего возраста)
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых...