"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Речкина Джанара Исеновна

«Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда»

 

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. Вырастить человека грамотного, умеющего читать, понимать и использовать текстовую информацию, невозможно без становления личности. К сожалению, в настоящее  время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.  Процент детей с речевыми нарушениями растет и вместе с этим увеличивается количество детей с более сложными педагогическими диагнозами, такими  как - ЗПРР.

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, то в дальнейшем у них возникнут трудности общения с окружающими. Закомплексованность ребёнка будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.

Чтобы достичь положительных результатов в короткие сроки и сделать занятия более занимательными и увлекательными, применяют такие современные методы как:

- Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Движение руки подбирается под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на логопедических занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда дети знакомятся с новым артикуляционным упражнением, они могут сами предлагать движение руки.

Следующая методика, позволяющая выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, это:

- Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения; при более интенсивной нагрузке (в допустимых пределах) значительнее изменения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Следующим эффективным методом, обеспечивающим развитие мелкой моторики, является:

-Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа). В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата. Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:  массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;  оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь;  Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;  Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами.

Возможности  использования всех этих форм и методов   безграничны и зависят только от нас, педагогов ,и конечно же родителей , от нашего творчества и желания помочь нашим малышам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Игровые приёмы коррекционной работы учителя – логопеда по автоматизации поставленных звуков

Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание рабо...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Стастья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТНР"

В данной статье говорится о использовании здоровьесберегающих технологий в работе  учителя-логопеда ДОО с детьми с ТНР. В работе представлены различные виды деятельности для здоровьесбережения в ...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Поскольку Лынская Марианна Ильинична  выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос», который представл...