Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Буквы и звуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мазалова Виктория Николаевна

Заключительное занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i_zvuki.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:
Образовательные:  обобщить и закрепить полученные знания по теме; проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности-игре.
Коррекционно-развивающие:  совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа; закреплять умение определять первый и последний звук в слове; закреплять умение определять звук по твёрдости/мягкости, глухости/звонкости; развивать умение отвечать полным предложением; развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы: интерактивный стол, зеркала, ручки, цветные карандаши, картинки со «спрятанными буквами», картинки для определения глухого и звонкого звука, колокольчики, кружки синего, зелёного и красного цвета.

Ход занятия:

 1.Оганизационный момент

Л.: Здравствуйте ребята, я очень рада встречи с вами. Вижу у вас сегодня блестят глазки, вы все бодры и здоровы и вы готовы к нашему занятию.

2.Основная часть

1)Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

- Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.

- Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.

- Хорошо. Теперь послушайте.

Логопед стучит, хлопает, топает.

- Это речь? /Нет/.

- Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.

- Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.

- Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.

- А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.

- А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.

Логопед записывает слово суп на доске.

- Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.

- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.

Затем - хоровое проговаривание.

- На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.

- Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

- А согласные? /Произносятся с преградой/.

- Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык

2) Пальчиковая гимнастика

        «Ищем буквы мы по свету»

         Ищем  буквы мы  по  свету.

          Составлять  будем   слова.

          Белый  аист длинноногий

          Так  похож  на  букву  А.

          Я  на  яблочко  похожа.

          Буква  Э  на  эскимо.

          Е  на  ель  похожа  тоже.

          На обруч гимнастический

          Похожа  буква  О.

          И похожа на  иголки.

          Три они и очень колки.

          Их в подушечку втыкаем,

          Букву Ы  мы  получаем

          Ёжик словно буква Ё.

          Да, узнали  мы  её.

          Утка с берега ныряет,

          Букву У  напоминает.

          Как  юлу  мы завели,

          Сразу букву  Ю нашли.

          Что же вышло? «Посмотри!»

         10 гласных  букв  нашли.

          Буквы гласные скажу:       (1) Поставить локти рук на стол. Сгибаем и    разгибаем кисти рук

              «А  Э  Ы  О  У,               (2) Загибаем по 1 пальцу поочерёдно.

               Я   Е  И  Ё  Ю».                        

3).Задание №1 «Напиши букву на интерактивном столе»

Эта буква  с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.(Б)

На ножницы похожа, но в работе, а не лёжа. (Х)

Хоть она проста на вид, начинает алфавит.(А)

Эта буква, как кочерга-выступ и одна нога.(Г)

Не просто завитушка- пружинка, крендель, стружка.(З)

Между двух прямых досок одна наискосок.(И)

Эта буква в антенну превратилась и на крыше очутилась.(Т)

В старом дереве дупло, ну совсем как бува….(О)

Палочка и палочка, между ними галочка. (М)

Эта буква натянутая сетка. (Н)

Полумесяц в небе тёмном буквой….. повис над домом.(С)

Снеговик, а с ним метёлка - буквой… стоят под ёлкой. (В)

4).Задание №2 «Буквы сломались»

Ребята, наши буквы сломались. Возьмите ручки и допишите один элемент, так чтобы получилась буква.

5).Задание №3 «Найди букву»

Л.:У каждого из вас на столе есть листочек с буквами. Вам нужно найти первую букву вашего имени и обвести её карандашом. Красным, если имя начинается с гласного звука, синим, если с согласного твёрдого звука и зеленым, если согласный звук мягкий.

6).Задание №4. «Глухой-звонкий»

Я показываю вам картинки, если слово начинается со звонкого звука - звоним в колокольчик.

7).Физминутка

У нас славная осанка

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а, если надоест,

То походим косолапо

Как медведи ходят в лес.

 - Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.

- Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.

- Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.

- А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.

- Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.

- А гласная? /Безударная гласная/.

8) Работа над ударением.

- Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.

- Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.

Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.

- Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.

9). Звукобуквенный и слоговой анализ.

- А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.

- Начертим схему предложения.

- Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.

- Теперь согласные выделим. Мягкие каким кружком обозначим? /Зеленым/.

- А твердые? /Синим/.

Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.

Далее – индивидуальная проверка.

10).Игры на интерактивном столе: «Вставь пропущенную букву», соедини картинку с нужным словом», «Прочитай слоги» (портал « Мерсибо»)

3.Итог занятия 

- О чем мы сегодня говорили?- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.

Подведение итогов

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Всё знать и много так читать.

Ведь грамота-ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звуки [к — к’] и буква Кк

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема:  Звуки [к — к’] и буква Кк...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Цц"

Ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений  с новой буквой Цц. Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости  - звонкости ...