Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков Х - Хь"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Тимонина Наталья Николаевна

Занятие по обучению грамоте для детей 6 лет с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_h_-_h.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСПЕКТ

Открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема:  «Дифференциация звуков Х, Х’»

 

Учитель-логопед

Тимонина Н.Н.

Тема: «Дифференциация звуков Х, Х’».

Цели: 1. Закрепить навык различения звуков Х-Х’ в слогах, словах, предложениях.

2.  Закрепить звуко-слоговой анализ слова, состава предложения.

3. Закрепить навык чтения слов.

4. Развивать фонематический слух, внимание, память.

Оборудование:  наборное полотно, мяч, индивидуальные карточки для определения места в слове; индивидуальные для составления схемы слова и предложения, буквы: П, М, У, О, Х; фланелеграф, набор для составления схемы предложения, картинки с изображением Хомяка, Винни-Пуха и Хрюши, музыка из мультфильма «Винни-Пух» М. Ванберга, ребус, схема.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.                                                                                                              

      Л:    Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох,ох,ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах,ах,ах!» На празднике вы плясали: «Эх,эх,эх!» И совсем устали: «Ух,ух,ух!»

 Л:    Молодцы!

  1.  Сообщение темы занятия.

Л:  Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам сегодня в гости.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

Л:  Кто это?

Р:  Это хомяк (картинка – хомяк).

Л:  Его зовут  Хомка. Этот Хомка такой хвастунишка! Он утверждает, что всё и обо всех знает. Хомка говорит, что слово хомяк начинается со звука О. Вы согласны?

Р:  Нет.

Л:  Какой первый звук вы услышали в слове хомяк?

Р:  Первый звук Х.

Л: А  в слове хитренький?

Р:  Первый звук Х’.

Л:  Сегодня мы повторим звуки Х и Х’.

  1. Развитие фонематического слуха.

 1) Л: поиграем в игру « Один - много» (с мячом).

Л:  петух     -      Р:  петухи

      Орех      -            орехи

 Пастух    -            пастухи

 Страх      -           страхи

 Запах      -           запахи

Лопух      -           лопухи

Конюх     -          конюхи

Л:  Какой звук повторяется в моих словах?

Р:  В Ваших словах повторяется твёрдый согласный звук Х.

Л:  Что общего в ваших словах?

Р:  В наших словах повторяется мягкий согласный звук Х’.

Л:  Чем похожи эти звуки? (по схеме)

Р:  Звуки Х, Х’ согласные, глухие.

Л: Чем они отличаются?

Р:  Звук Х –твёрдый согласный……..  , а звук  Х’ – мягкий согласный, обозначается зелёным квадратом.

2) Л: А сейчас игра «Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори».

Л:  Хя-ха-ха                                                      

 Ху-хю-хю                                                            

 Хо-хо-хё                                                        

 Хы-хы-хи                                                          

 Хи-ха-хи                                                            

 Хи-хю-хи                                                          

 Хэ-хэ-хе                                                            

 

  1. Произношение Х-Х’ в словах. Определение места звука в слове.

Л:  Хомяку так понравилось, как вы занимались, и он похвастался своим друзьям: Винни-Пуху и Хрюше, какие умные дети в этом детском саду. Друзья не поверили ему и решили сами прийти посмотреть, как вы занимаетесь.

Музыка из мультфильма «Винни-Пух».

Картинки с изображением Винни_Пуха и Хрюши.

Л: Кто к нам пришёл в гости?

Р:   Винни-Пух и Хрюша.

Л:   Они шли к нам долго, через мхи и болота.

Л:  Скажите какой звук слышится в слове мхи?

Р:  Звук Х’-согласный, глухой, мягкий

Л:  Определите место звука Х’ в слове мхи на карточках.

Л: Где находится звук Х’в в слове мхи?

Р:  Звук Х’в слове мхи находится в середине слова.

Л: Молодцы! Вы правильно определили  место звука в слове.

  1. Звуко – слоговой анализ слова  пух.

Л: Ребята,  какое знакомое слово вы у слышали в имени сказочного героя Винни-Пуха?

Р:  Слово пух.

Л:  Что такое пух?

Л:  Составьте схему слова пух.

 Л: Сколько слогов в слове пух?

Р:  В слове пух один слог.

Л:  Как вы догадались?

Р:  Потому что в слове пух один гласный звук.

Л: Назовите 1-й звук.

Р: 1-й звук п. Он –  согласный, глухой, твёрдый.

Л: Назовите 2-й звук.

Р: 2-й звук – у. Он – гласный.

 Л: Назовите 3-й звук.

Р: 3-й звук х. Он – согласный, глухой, твёрдый.

Л: Сколько всего звуков в слове?

Р: В слове пух 3 звука.

Л: Назовите гласный звук.

Р: Гласный звук у.

Л: Назовите согласные звуки.

Р: Согласные звуки – п, х.

Л: Молодцы! Вы угадали слово, правильно составили схему .

  1. Физминутка.

Л:  Ребята, Хомка предлагает нам отдохнуть.

Хомка-Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

 И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!

(Дети имитируют все движения хомяка).

Л: Молодцы! Зарядка  окончена. Садимся на свои места.

  1.   Работа с азбукой.

1) Л: Ребята, скажите, какой буквой обозначаются звуки Х и Х’ на письме?

Р:  Буквой Х.

Л:  Винни-Пух и Хрюша принесли с собой буквы. Назовите их.

Р:  П, М, О, У, Х.

Л:  Составьте из них слова.

Р:  Мох. Получилось слово мох.

Р:  Пух. Получилось слово пух.

Р: Ухо. Получилось слово ухо.

Л: Ребята, прочитайте, какие слова составили из этих букв?

Р:  Мох, пух, ухо.

Л: Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слова.

2) Л:  А сейчас задание посложнее. Отгадайте слово по первым звукам картинок. Назовите картинки.

Р:  Усы. 1-й звук у.

Р:  Халат. 1-й звук х.

Р:  Антенна. 1-й звук а.

Л:  У, Х, А. Какое слово получилось?

Р:   Уха.

Л:   Что такое?

Р:    Уха – это рыбный суп.

Л:   Выложите слово уха из букв.

Л:   Поставьте букву М перед словом уха. Какое слово получилось? Прочитайте.

Р:   Муха.

Л:   Кто это?

Р:   Муха – это насекомое.

Л:   Сколько слогов в слове муха?

Р:   В слове муха два слога.

Л:   Назовите первый слог.

Р:   Первый слог му.

Л:   Назовите второй слог.

Р:   Второй слог ха.

Л: Молодцы! Вы были очень внимательными и правильно прочитали Р

  1. Анализ состава предложения.

Л: Придумайте предложения с вашими словами и оставьте их схемы.

Л: Сергей, какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Назови 1-е слово.

Л: 2-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Назови 3-е, последнее слово.

Л: 3-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Какое маленькое слово есть в твоем предложении?

Л: 4-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? С какой буквы пишется начало предложения?

Л: 5-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Что ставится в конце предложения?

Р: В конце предложения ставится точка.

Л: 6-й реб., какое предложение ты составил? Сколько слов в твоём предложении? Как пишутся слова в предложении?

Р: В предложении слова пишутся раздельно.

Л: Молодцы! Вы не только придумали предложения, но и правильно придумали их схемы.

  1.  Работа с деформированным предложением.

Л:  Ребята, послушайте, какое предложение я составила про муху.

На стекле сидеть муха.

Л:  Правильно я сказала?

Р:  Нет.

Л:  Исправьте ошибку.

Р: На стекле сидит муха.

Л:  Составьте схему этого предложения.

(1 ребёнок составляет у доски)

Л: Сколько слов в предложении « На стекле сидит муха»?

Р: В этом предложеии 4 слова.

Л: Назови 1-е слово.

Р: 1-е слово – на.

Л: Назови 2-е слово.

Р: 2-е слово – стекле.

Л: Третье слово.

Р: 3-е слово – сидит.

Л: Четвёртое слово?

Р: 4-е слово – муха.

Л: Назовите маленькое слово.

Р: Маленькое слово – на.

Л: Назовите слово, которое отвечает на вопрос кто?

Р: Слово муха.

Л: Назовите слово, которое отвечает на вопрос: что делает?

Р: Слово - сидит.

Л: Молодцы! Вы не только исправили моё предложение, но и правильно составили его схему.

Л: Занятие подошло к концу и нашим гостям пора домой. (музыка из мультфильма).

  1. Итог.

Л: Итак, какие звуки мы повторили?

Р: Мы повторили звуки Х и Х’.

Л: Что мы делали на занятии?

Р: Мы составляли схему слова.

Р: Мы составляли схему предложения.

Р: Читали слова.

Р: Отгадывали ребус.

Л: Вы очень понравились Винни-Пуху, Хрюше и Хомке. Поэтому они оставили вам угощение (халва).

Л: Занятие закончено.  Можете быть свободными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Гласный звук О, буква О".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 56 «Теремок»       Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ...