Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л',Р-Р'.Буквы Л, Р
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Беляева Элина Станиславовна

    Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.

    Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать данные звуки в речи;

     на закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

     на Формирование грамматического строя речи;

     на профилактику дисграфии и дислексии;

    Для  успешного проведения занятия использованы наглядные пособия,созданные мною.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc371 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

    Автор: Беляева Э.С.

    (п/и: 230-926-435)

    Тема: «В гостях у Золушки».

    Дифференциация звуков л-л’, р-р’.

    Буквы Л и Р.

    Цели занятия:

    1. Закрепление навыка правильного произношения звуков л-л’, р-р’ и умения дифференцировать данные звуки в речи.
    2. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
    3. Закрепление зрительного образа букв ЛиР, умения читать слова с пропущенными буквами.
    4. Закрепление умений детей составлять предложения с предлогами.
    5. Формирование:
    • грамматического строя речи;
    • зрительно-пространственной ориентации;
    • правильного речевого дыхания;
    • умения изображать различные эмоциональные состояния с помощью мимики;
    1. Развитие мелкой моторики.
    2. Воспитание у детей нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.

    Оборудование:

    1. Картины с изображением Золушки, тыквы, кареты, мышей, лошадей, крысы, кучера.
    2. Письмо от Волшебницы.
    3. Волшебная палочка.
    4. Таблица-схема для характеристики звуков.
    5. Таблица-схема для выполнения дыхательной гимнастики.
    6. Пособие «Звуковые волны» (синего и зеленого цветов).
    7. Башмачки, украшенные цветами (роза, нарцисс, хризантема, колокольчик, лилия, тюльпан).
    8. Плоскостное дерево-яблоня.
    9. Яблоки, на обратной стороне которых напечатаны слова с пропущенными буквами Л и Р, на листочках - предлоги.
    1. Корзинка.
    2. Таблица с изображениями посуды (изображения «наложены» друг на друга).
    3. Картинки с изображением продуктов.
    4. Кассы букв.
    5. Наборы сигнальчиков (слоги, звуки).
    6. Мини-фланелеграфы.
    1. Фасоль белого и красного цветов.
    2. Массажеры Су-Джок.
    3. Мимические щарики.
    4. Аудиокассеты с записью песенки «Добрый жук»; «волшебной музыки» (Сен-Санс, «Карнавал животных»).
    5. Магнитофон.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    - Ребята, как вы думаете, что это такое? (рассматриваем свиток с печатью, затем разворачиваем его).

    - Правильно, это письмо. Давайте его прочитаем: (читаю текст письма)

    «Дорогие ребята!

    Сегодня в Сказочном Королевстве состоится праздничный бал, на который приглашены все жители. Только Золушка не может поехать на бал, ведь злая мачеха приказала ей сделать столько работы, что и за неделю не справиться. Самое неприятное в том, что я заболела, и не смогу, как обычно, помочь Золушке.

    Поэтому обращаюсь к вам, дорогие друзья!

    Помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал!»

    ВОЛШЕБНИЦА

    (слово состоит из букв с недописанными элементами).

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок1.jpg

    Рисунок 1.

    Кто же написал это письмо?

    Подпись немного размыло дождем - ничего не разберу! Ребята, может быть вы сможете прочитать? (Дети читают).

    Верно, это письмо от Волшебницы!

    Ребята, поможем Золушке?

    Но как же нам попасть в Сказочное Королевство, где живет Золушка?

    (Дети предлагают различные варианты).

    - Посмотрите, что я обнаружила! Волшебница привязала к письму волшебную палочку. Она-то нам и поможет!

    После того, как я взмахну волшебной палочкой, закройте глаза и слушайте таинственную музыку. Глаза можно открыть только тогда, когда музыка перестанет звучать.

    (Дети закрывают глаза и слушают музыку).

    Вот мы и в Сказочном Королевстве!

    Кого вы видите? (Золушку).

    Почему она такая печальная?

    (Золушка уже не надеется попасть на бал, ведь у нее много работы!)

    Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал? (Поможем выполнить работу, которую приказала сделать мачеха).

    А что еще мы должны сделать?

    Ведь Волшебница не зря нам прислала волшебную палочку!

    Вспомните, какие превращения совершала Волшебница в сказке?

    Нам необходимо превратить тыкву (в карету), мышей (в лошадей), крысу (в кучера), а старое платьице и деревянные башмаки Золушки в прекрасное бальное платье и хрустальные туфельки.

    Запомните, чтобы чудо все-таки произошло, работу нужно выполнять быстро и правильно!

    А сейчас, чтобы Золушка не грустила, подарите ей хорошие, приятные слова.

    Сядет на свое место тот, кто скажет, какая Золушка?

    (ласковая, милая, заботливая, трудолюбивая, красивая, прелестная, приветливая, скромная, терпеливая, добрая).

    2. Закрепление правильного произношения звуков лл’, рр’;

    характеристика звуков лл’- рр’.

    -Какие звуки встречаются чаще всего в словах, которые вы подарили Золушке? (звуки л-л’, р-р’).

    1. Упражнение «Звуковые волны».

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок2.jpg

    Рисунок 2.

    - Вспомните, как нужно правильно произносить звуки лл’- рр’? Вам помогут «звуковые волны» синего и зеленого цветов.

    1. Характеристика звуков лл’- рр’по цепочке (можно с опорой на схему).

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок3.jpg

    Рисунок 3.

    3. Дифференциация звуков лл’- рр’.

    Игра «Расставь башмачки Лилианны и Марианны по полочкам».

    - Сестры Золушки, Лилианна и Марианна, разбрасывают свои башмачки. Нужно их расставить по полочкам. Верхняя полка - Лилианны, а нижняя - Марианны.

    Но как разобраться, где чьи башмачки? Как вы думаете, ребята?

    Башмачки украшены цветами, в названиях которых есть звуки лл’- рр’.

    На башмачках Лилианны - цветы, в названиях которых звуки лл’,

    А на башмачках Марианны - цветы, в названиях которых звуки рр’. Посмотрите на свой цветок и догадайтесь, чьи у вас башмачки?

    (Дети отвечают, а логопед расставляет башмачки по полкам).

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок4.jpg

    Рисунок 4.

    - А теперь настала пора волшебных превращений. Закрывайте глаза и слушайте музыку. Проверим, совершится чудо или нет?! (логопед переворачивает картину).

    -Что произошло?

    (Тыква превратилась в карету!)

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок5.jpg

    Рисунок 5.

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок6.jpg

    Рисунок 6.

    4.        Звуко-буквенный анализ слова «РОЗА». Работа с кассой букв.

    -        Я знаю, что любимый цветок Золушки - роза. Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова роза.

    (Дети определяют количество слогов, находят ударный слог; выполняют звуко-буквенный анализ слова;   (после выполнения задания звуковые сигналы и буквы убирают на место)).

    5. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью массажеров «Пирог для Золушки».

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок7.jpg

    Рисунок 7.

    -        А теперь нам нужно подготовить тесто для пирога. Будем «месить» тесто и фантазировать, с какой начинкой будет пирог.

    Нам нужно для Золушки выпечь пирог!

    круговые движения по часовой стрелке.

    Какая начинка в нем будет? Творог!

    круговые движения по против часовой стрелки.

    Он будет куриный! Он будет мясной! А может быть мы испечем с ветчиной?

    катаем массажеры вдоль ладоней.

    Добавим мы ягод и мармелада!

    перекатываем массажер пальцами правой руки.

    Начинке такой будет Золушка рада!

    перекатываем массажер пальцами левой руки.

    - Пока «тесто подходит», мы можем приступить к выполнению следующей работы.

    6.        Закрепление графического образа букв Л и Р.
    Конструирование букв из фасоли.

    - Мачеха приказала Золушке разобрать красную и белую фасоль. А мы и фасоль разберем, и буквы сконструируем.

    Чтобы работа шла быстрее, предлагаю девочкам из белой фасоли выложить букву Л, а мальчикам из красной фасоли - букву Р.

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок8.jpg

    Рисунок 8.

    -        А теперь можно и поколдовать, (дети с закрытыми глазами слушают музыку)

    - Что произошло?

    (Мышки превратились в лошадей!)

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок9.jpg

    Рисунок 9.

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок10.jpg

    Рисунок 10.

    -        А сейчас ко мне подойдет тот, кто расскажет скороговорку со звуками лл’ и pp’.

    Скороговорки на дифференциацию звуков л-р, л’-р’:

    • «Юра рад - дела пошли на лад!»
    • «На болоте - клюква, в огороде - брюква!»
    • « Шустрые рыбки прячут улыбки!»
    • «Собери крошки в большие плошки!»
    • «Блестит ручей от солнечных лучей!»
    • «Лара стол гостям накрыла - белу скатерть постелила!»
    • «Мармелад и с кремом торт - очень сладкий натюрморт!»
    • «Белый голубь провалился в прорубь!»
    • «Горы и скалы бурыми стали!»
    • «Много риса ест Лариса!»
    • «Белые горы и серые скалы солнце окрасило в цвет ярко-алый!»

    7. Физкультурная пауза. Игра «Мимические шарики».

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок11.jpg

    Рисунок 11.

    -        Давайте отдохнем, ребята!

    Я предлагаю вам потанцевать под любимую мелодию Золушки и показать настроение, которое вам подскажет «мимический» шарик. (дети танцуют, а после остановки мелодии изображают с помощью мимики различные настроения: удивление, грусть, обиду, злость, страх, радость).

    8. Дыхательная гимнастика (с опорой на схему).

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок12.jpg

    Рисунок 12.

    -        Восстановите свое дыхание, глядя на схему-подсказку.

    9. Чтение слов с пропущенными буквами Л и Р; составление
    предложений с данными словами, используя предлоги
    .

    1. Игра «Прочитай слова на яблочках».

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок13.jpg

    Рисунок 13.

    -Посмотрите, какая красивая яблоня! Золушке приказано собрать все яблоки. Яблочки не простые, - на обратной их стороне напечатаны слова, в которых пропущены буквы Л и Р.

    «Сорвите» по яблочку. Посмотрите внимательно, какая буква пропущена в вашем слове: Л или Р. Прочитайте слово.

    2.        Составление предложений с предлогами.

    -        А теперь придумайте с данным словом предложение, используя предлог, который написан на листочке.

    Выполнив задание, положите яблочко в корзинку. Слова и предлоги на яблоках:

    .адуга (на), ша.ик (в), пода.ки (из-под), .одка (к), забо. (из-за), дуп.о (из)

    -        Настало время волшебства! (Дети слушают музыку с закрытыми глазами)

    - Что произошло?

    (Крыса превратилась в кучера!)

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок14.jpg

    Рисунок 14.

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок15.jpg

    Рисунок 15.

    10. Составление предложений по картинкам.

    Игра «Поможем Золушке приготовить обед!»

    -        А теперь нам пора на кухню!

    Мачеха приказала Золушке приготовить много разных блюд. Продукты Золушка купила, а приготовить из них еще ничего не успела (раздаю детям картинки).

    -        Кстати, тесто, которое мы так старательно вымешивали, - подошло!

    У меня есть тесто, фруктовое варенье, вишни. Я испеку румяный пирог.

    А вы что приготовите из своих продуктов? Дети:

    У меня есть капуста, свекла, картофель, морковь, соль. Я сварю вкусный борщ.

    У меня есть картофель, молоко, масло, соль. Я приготовлю картофельное пюре.

    У меня есть мясной фарш, лук, соль, подсолнечное масло. Я приготовлю мясные котлеты.

    У меня есть помидор, огурец, лук, соль, сметана. Я приготовлю овощной салат.

    У меня есть сок, апельсин, лед. Я приготовлю фруктовый коктейль.

    11. Игра «Отгадай, какая посуда спряталась на картинке».

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок16.jpg

    Рисунок 16.

    -        Ребята, на кухне накопилось очень много грязной посуды. Давайте поможем Золушке её вымыть. Назовите посуду, которую вы вымоете (Дети называют предметы, «наложенные» друг на друга: кастрюля, ковш, половник, кухонный чайник, заварочный чайник, чашка, нож, вилка, чайная ложка, столовая ложка, глубокая тарелка, терка),

    -        Наступила пора самого главного превращения. Закрывайте глаза и слушайте музыку...

    - Что произошло, ребята?

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок17.jpg

    Рисунок 17.

    D:\Документы\Детский_сад\Мегапроект\Рисунок18.jpg

    Рисунок 18.

    Старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки!

    Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути

    Ребята, а теперь послушайте, что вам хочет сказать Золушка! Включаю запись:

    Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что помогли осуществить мою мечту — попасть на бал! Вы такие умные, добрые, отзывчивые и дружные! Всегда помните, что дружба помогает совершать настоящие чудеса! Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту!

    До свидания!

    - До свидания, Золушка!

    А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

    Закрывайте глазки и слушайте музыку!..

    -        Вот мы и вернулись в детский сад! Где мы побывали? Как мы помогли Золушке отправиться на бал?

    Спасибо вам, ребята!

    Автор: Беляева Э.С.

    (п/и: 230-926-435)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

    Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

    Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

    В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.Тема занятия: Звуки В - ВЬ

    Задачи:Познакомить детей со звуками «в – вь»; учить выделять звуки в словах, названиях картинок;  упражнять  в произнесении слогов и слов, в составлении предложений по карт...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.Тема занятия: Дифференциация звуков С-З.

    Задачи:Продолжать знакомство со звуками «с – з»; умение дифференцировать звуки «с – з» в произношении и по картинкам. Развитие фонематического восприятия. Развитие ...