Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Андронова Светлана Геннадьевна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "В гостях у Пака и Пика: дифференциация звуков [п] - [п']

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по обучению грамоте

в подготовительной группе на тему:

«В гостях у Пака и Пика:

дифференциация звуков [п] и [п’]»

Цели:                                                                                                                              

- закреплять понятия звук и буква;

- закреплять понятие гласных и согласных звуков;

- уточнять артикуляцию звука [п[;

- упражнять в умении давать характеристику звука [п];

- упражнять в дифференциции звуков [п] - [п’] по акустическим признакам;

- упражнять в произношении звуков [п] - [п’] в слогах, словах, предложениях;

- развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза; умение делить слова на слоги;

- развивать слухо-моторную координацию;

- закреплять прослеживающую функцию глаз;

- воспитывать навыки самоконтроля и произвольной регуляции деятельности;

- воспитывать чувства успешности и значимости

Материал:

Раздаточный:

- индивидуальные настольные зеркала по количеству детей;

- индивидуальные фланелеграфы по количеству детей с подставками;

- кастрюли с крупами (по количеству детей): рис, пшено, греча, перловка;

- таблицы с буквами для игровизора на каждого ребёнка;

- маркеры по количеству детей;

- предметные картинки: портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал;

- картинки-символы: синий квадрат, зелёный квадрат, картинка-кирпич, картинка-подушка (на каждого ребёнка)

Демонстрационный:

- плоскостные изображения двух гномов;

- два домика: синего и зелёного цвета;

- картинки-символы: синий квадрат, зелёный квадрат, картинка-кирпич, картинка-подушка;

- фонограмма для динамической паузы;

- плоскостные буквы: А, О, У, И, П; 

- плоскостное изображение поезда с тремя вагонами;

- лазерная указка для зрительной гимнастики

Используемые современные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- гимнастика для глаз;

- положительная оценка;

- физминутка

Ход занятия:

1. Организационный этап

Психогимнастика

Учитель-логопед: Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? Попробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя. Покажите сердитого, грустного гнома.

(дети мимикой и движениями изображают гномов)

2. Основной этап

  • Упражнение «Поселим гномов в домики»

Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришли гномы. Одного гнома зовут Пак, а другого – Пик. 

(показываются плоскостные изображения гномов)

Учитель-логопед: С какого звука начинаются имена наших гостей?

Дети: Со звука [п].

(работа перед зеркалом)

Учитель-логопед: Как образуется звук [п]? Звук мы произносим губами. Воздушная струя встречает преграду – губы. Струя прорывается сквозь преграду, губы размыкаются и получается звук [п], похожий на звук хлопушки.

Учитель-логопед: Если есть преграда, значит звук [п] – это гласный или согласный звук?

Дети: Согласный.

Учитель-логопед: Если приложить руку тыльной стороной к горлу, оно дрожит или нет?

Дети: Не дрожит.

Учитель-логопед: Значит звук [п] согласный, и ещё …

Дети: Глухой.

Учитель-логопед: Мы с вами знаем, что все согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Давайте ещё раз повторим имена гномов: Пак, Пик. Скажите, пожалуйста, звук [п] в имени Пак отличается от звука [п] в имени Пик?

Дети: В имени Пак звук [п] твёрдый, мы его обозначаем синим квадратом, звук твёрдый, как кирпич. А в имени Пик звук [п’] мягкий и мы его обозначаем зелёным квадратом, этот звук мягкий, как подушка.

Учитель-логопед: Молодцы, тогда поселим Гнома Пака в домик синего цвета, Гнома Пика - в домик зелёного цвета.

  • Упражнение «Дразнилки»

Учитель-логопед: Гном Пак решил проверить, внимательные ли ваши ушки. Поиграем с мячом?

(учитель-логопед или ребёнок произносит ряд слогов,

бросая другому ребёнку мяч, ребёнок повторяет их в той же последовательности, возвращая мяч: па-по-пу, пу-пи-па…)

  • Упражнение «Звук [п] добавляй – слово называй»

Учитель-логопед: Гном Пик тоже предлагает поиграть.

(учитель-логопед произносит слово без первого звука,

дети добавляют звук [п] и называют получившееся слово:

…ушки-пушки, …оля-поля, …алка-палка, …очк-почка, …олка-полка, …оле-поле, …аук-паук, …аста-паста)

  • Упражнение «Угощенье для гостей»

Учитель-логопед: Когда приходят гости, конечно, их нужно чем-то угостить. Предлагаю угостить гномов кашей. Но для этого нужно перебрать крупу в кастрюлях: рис, пшено, гречу, перловку.

(дети перебирают крупу поочерёдно каждой рукой)

Учитель-логопед: Как называется каша из рисовой (пшённой, гречневой, перловой)  крупы?

Дети: Рисовая, пшённая, гречневая, перловая.

Учитель-логопед: В названии какой каши слышим звук [п]?

Дети: Пшённая, перловая.

Учитель-логопед: В названии какой каши звук [п]–твёрдый, а в названии какой–мягкий?

Дети: В слове пшённая звук [п]–твёрдый, в слове перловая-звук [п’] – мягкий.

  • Упражнение «Путешествие»

Учитель-логопед: Надоело гномам сидеть в своих домиках, они предлагают нам отправиться в путешествие. Но только на том транспорте, в названии которого есть звук [п].

(учитель-логопед называет виды транспорта:

поезд, самолёт, пароход)

Дети: Поезд, пароход.

Учитель-логопед: А почему на самолёте не полетим?

Дети: В слове самолёт слышим звук [с].

  • Динамическая пауза «Рельсы, рельсы» - массаж друг другу

(выполняется под фонограмму)

  • Упражнение «Песенки»

Учитель-логопед: Посмотрите, к нам пришла гостья.

(на фланелеграф вывешивается буква П)

Учитель-логопед: Это буква П. Из каких элементов состоит буква П?

Дети: Две прямые палочки справа и слева, вверху перекладинка.

Учитель-логопед: Что это: звук или букв? Почему?

Дети: Буква. Мы её видим.

Учитель-логопед: На что похожа буква П?

Дети: На ворота, на турник… 

Учитель-логопед: Стоит буква П, пыхтит, и говорит: как мне хочется научиться петь. Кто может букве П в этом помочь?

Дети: Гласные буквы.

(на фланелеграф вывешиваются гласные буквы А, У, И, О;

с помощью дорожек они соединяются с буквой П)

Учитель-логопед: Давайте споём песенки с буквой П. Мы знаем, что это не просто песенки, эти песенки называются как?

Дети: Слоги.

(учитель-логопед с помощью лазерной указки

 прослеживает дорожку слева – направо, от гласных букв к букве П,

дети: читают слоги: ап, оп, уп, ип)

Учитель-логопед: А сейчас выложите на своих фланелеграфах символами слоги, которые мы прочитали.

(например: слог ап: круг красного цвета+квадрат синего цвета)

Учитель-логопед: Надоело гласным буквам стоять впереди буквы П и спрятались они за букву П, получились совсем другие песенки.

(учитель-логопед с помощью лазерной указки

 прослеживает дорожку слева – направо, от буквы П к гласным буквам,

дети: читают слоги: па, пу, по, пи)

Учитель-логопед: Теперь выложите на своих фланелеграфах символами слоги, которые мы сейчас прочитали.

(например: слог па: квадрат синего цвета+круг красного цвета;

слог пи: квадрат зелёного цвета+круг красного цвета)

  • Упражнение «Внимательные глазки»

Учитель-логопед: Гномы Пак и Пик предлагают игру «Найди букву П».

(детям раздают игровизоры с изученными ранее буквами, которые расположены в виде таблицы; дети обводят кружком только букву П)

  • Упражнение «Подарки»

Учитель-логопед: Гномы очень любят подарки. Гному по имени Пак подарим подарки с твёрдым или мягким звуком [п]?

Дети: С твёрдым звуком [п].

Учитель-логопед: А гному по имени Пик?

Дети: С мягким звуком [п’].

(учитель-логопед предлагает двум детям выбрать подарки-картинки с твёрдым звуком [п], а другим двум детям-с мягким звуком [п’]:

портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал)

  • Упражнение «Поезд»

(на фланелеграфе плоскостное изображение поезда с тремя вагонами)

Учитель-логопед: Пора нашим гномам уезжать. Поедут они на поезде. Давайте поможем гостям занести подарки-картинки в вагоны. В первый вагон занесём подарки, в названии которых один слог, во второй вагон подарки, в названии которых два слога, в третий вагон, в названии которых  три слога.

(дети распределяют по вагонам картинки-подарки:

портфель, печенье, петух, пшено, пушка, поросёнок, попугай, пенал)

3. Заключительный этап

Учитель-логопед подводит итог занятия: Скажем спасибо, нашим гостям-гномам. А за что?

Дети: За то, что познакомили нас со звуком [п] и буквой П. (Ответы детей). Учитель-логопед: благодарит детей и подчеркивает успешную работу каждого ребенка на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме "Звук, слог, слово".

Конспект занятия для повторения и закрепления понятий: речевые и неречевые звуки; звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог; слово. Дети вспомнят из чего состоит сл...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [а], [у]» Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].Задачи:К...

конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."

Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы

В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....