Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х'].
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Беляева Элина Станиславовна

    Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kon-t-differentsiatsiya_zvukov_h-h._bukva_h.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

                                                   по обучению грамоте

    в подготовительной  группе

    компенсирующей направленности

    Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР детского сада №83 Беляевой Э.С.

    Конспект занятия

    по обучению грамоте

    в подготовительной  группе компенсирующей направленности.

    Тема:        Дифференциация звуков X – Х’.

                                     Буква Хх.

    Цели:

    1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки (X и Х’) в словах.
    2. Продолжать знакомить детей с понятием «слова - антонимы».
    3. Уточнить понятие о словосочетании; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
    4. Учить определять в словах род и число (без названия терминов).
    5. Продолжать знакомство с буквой «X» - заглавной, «х» - строчной.
    6. Упражнять детей в чтении слогов с буквой «X» и составление слов с буквой «X» в кассах.
    7. Развивать пространственную ориентировку.
    8. Развивать зрительное внимание, зрительную память.
    9. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук.
    10. Развивать мышление, наблюдательность.
    11. Воспитывать интерес к играм, связанным с родным языком.

    Оборудование:

     -  схема-анкета для характеристики звуков;

       - картинки с изображением Тима и Тома, 2 колокольчика;

    -картинки индивидуальные с изображением «холодных»

    и «горячих» предметов (солнце, печь, свечка, Снегурочка, снежинка, снеговик, вьюга, сугроб, сосульки, мороженое);

    -картинки с изображением домиков ОН, ОНА, ОНИ, ОНО;

    -рисунки Карандаша с буквой X;

    -конфетти со слогами с буквой X;

    -большая хлопушка - сюрприз;

    -маленькие хлопушки и ёлочка;

    -картинка с изображением перевёрнутого человечка (слова - наоборот);

    -грецкие орехи для массажа ладоней и пальцев рук;

    -конструкторы Воскобовича для конструирования буквы X;

    -кассы букв;

    игра «Магические квадраты»;«Зеркальные буквы» на карточках: И, А, У, Ы, Э, К, С.

    Ход занятия:

    I.        Организационный момент.

       - работа с «Зеркальными буквами» по карточкам.

    • нахождение букв в «Магическом квадрате».

    II.Основная часть

              1.Знакомство со звуками [X] [Х’].
         Выделение звуков [Х] [Х’]в словах.

    -        Сегодня мы познакомимся новыми звуками.         Отгадайте загадку, и вы найдёте этот звук  начале слова-отгадки:          Чудо-конфета,

    Конфета - игрушка,

    Стреляет как пушка.

    (Хлопушка)

    Детям показываю большую хлопушку.

    • Назовите этот звук (звук [X])
    • Упражнение «Погреем руки».
    • Звук [X] слышится в человеческом смехе. Одни смеются: «Ха-ха-ха!» Другие: «Хи-хи-хи!» Посмеёмся вместе: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!»

    2. - Характеристика звуков /X/ и /Хь/ по сигнальной схеме:

    Звук [X] - согласный, глухой, твёрдый.

    Звук [Хь] - согласный, глухой, мягкий.

    3.        Рассматривание большой хлопушки - сюрприза.

    В хлопушке много маленьких блестящих хлопушек, которыми мы украшаем новогоднюю ёлочку. - «За каждое успешно выполненное задание мы повесим на ёлку одну хлопушку!»

    -        Упражнение в распознавании этих звуков в словах.

      Игра «Тим-Том».

    - Позвонит колокольчиком друг Тома, если в словах, названных мною, будет слышаться звук [X], и друг Тима – если в словах будет звук [Х’]. Слова: халат, мухи, хитрый, хобот, хихикать, мех,  хлебушек, духи.

    4.        Продолжение знакомства с понятием «слова — антонимы»
    (слова - «наоборот»).

    -        Придумайте слова - антонимы со звуками [X] [Х’]/:

    Плохой - хороший

    Прочный - хрупкий

    Горячий - холодный

    Трусливый - храбрый

    Толстый - худой

    5.        Массаж ладоней и пальцев рук с помощью грецких орехов с одновременным проговариванием скороговорки:

               Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

    6.        Работа по определению числа и рода имён существительных:

     Игра «Горячий - холодный»:

    -Рассмотреть картинки и сказать, у кого предметы «горячие», а у кого - «холодные». Сказать нужно так: «У меня ...

    Холодная Снегурочка, Холодный сугроб, Холодная вьюга, Холодная снежинка, Горячая свеча, Горячая печка ,Горячее солнышко.

                                                                                                                      Игра «Заселим домики «холодными» предметами»:

    Сугроб      Снежинка        Мороженое        Сосульки

    Лёд               Снегурочка

    7.        Динамическая пауза «Новогодние игрушки».

    • Дети - новогодние игрушки. Они «висят» на ёлке (руки с силой тянуть вверх).
    • Посмотрели на веселье внизу, возле ёлочки (руки в замок, сильно давить на них подбородком).
    • Игрушкам тоже захотелось «ожить» и «захлопать в ладошки», но не получается (руки согнуты в локтях, с силой сдавливать ладони).
    • И, наконец, игрушки «ожили» (встряхнуть кисти рук),

    встали в круг и «танцуют» (дети показывают элементы новогодних танцев под грамзапись «Новогодние игрушки»).

    8.    Дыхательная гимнастика по схеме

    9.        Знакомство с буквой Хх (ха).

     Нахождение в кассах заглавной и строчной букв Хх.

     Рассматривание рисунков Карандаша. «На что похожа буква X?»

     Конструирование буквы Хх( конструктор Воскобовича)

     Нахождение буквы X среди графически сходных букв.

    10.        Упражнение в чтении слогов и слов, составление слов в кассах.

     Прочитайте на рассыпавшихся конфетти слоги с буквой X.

    Работа с кассой.

     Игра «Превращение слов.

    - Хохотушка буква X Рассмеялась: «Ха-ха-ха!»

    • Составьте слог /ХА/ из букв.
    • Добавьте букву /У/ - УХА.
    • Добавьте букву /М/ - МУХА.
    • Замените букву /А/ на /И/ - МУХИ.

    11.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». «Цепочка для ёлочки».

    III. Подведение итогов занятия.

    - Рассматривание «Домика букв», куда поселилась новая буква Х, и ёлочки, которая, благодаря успешным ответам детей, стала красивой и нарядной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

    Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

    В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

    Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности.Тема занятия: Звуки В - ВЬ

    Задачи:Познакомить детей со звуками «в – вь»; учить выделять звуки в словах, названиях картинок;  упражнять  в произнесении слогов и слов, в составлении предложений по карт...