Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Звуки [Х ]-[Х'].
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Беляева Элина Станиславовна

Тема занятия: Звуки[ х][-х].Буква Хх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon-t-differentsiatsiya_zvukov_h-h._bukva_h.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

                                               по обучению грамоте

в подготовительной  группе

компенсирующей направленности

Из опыта работы учителя-логопеда высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР детского сада №83 Беляевой Э.С.

Конспект занятия

по обучению грамоте

в подготовительной  группе компенсирующей направленности.

Тема:        Дифференциация звуков X – Х’.

                                 Буква Хх.

Цели:

  1. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки (X и Х’) в словах.
  2. Продолжать знакомить детей с понятием «слова - антонимы».
  3. Уточнить понятие о словосочетании; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
  4. Учить определять в словах род и число (без названия терминов).
  5. Продолжать знакомство с буквой «X» - заглавной, «х» - строчной.
  6. Упражнять детей в чтении слогов с буквой «X» и составление слов с буквой «X» в кассах.
  7. Развивать пространственную ориентировку.
  8. Развивать зрительное внимание, зрительную память.
  9. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук.
  10. Развивать мышление, наблюдательность.
  11. Воспитывать интерес к играм, связанным с родным языком.

Оборудование:

 -  схема-анкета для характеристики звуков;

   - картинки с изображением Тима и Тома, 2 колокольчика;

-картинки индивидуальные с изображением «холодных»

и «горячих» предметов (солнце, печь, свечка, Снегурочка, снежинка, снеговик, вьюга, сугроб, сосульки, мороженое);

-картинки с изображением домиков ОН, ОНА, ОНИ, ОНО;

-рисунки Карандаша с буквой X;

-конфетти со слогами с буквой X;

-большая хлопушка - сюрприз;

-маленькие хлопушки и ёлочка;

-картинка с изображением перевёрнутого человечка (слова - наоборот);

-грецкие орехи для массажа ладоней и пальцев рук;

-конструкторы Воскобовича для конструирования буквы X;

-кассы букв;

игра «Магические квадраты»;«Зеркальные буквы» на карточках: И, А, У, Ы, Э, К, С.

Ход занятия:

I.        Организационный момент.

   - работа с «Зеркальными буквами» по карточкам.

  • нахождение букв в «Магическом квадрате».

II.Основная часть

          1.Знакомство со звуками [X] [Х’].
     Выделение звуков [Х] [Х’]в словах.

-        Сегодня мы познакомимся новыми звуками.         Отгадайте загадку, и вы найдёте этот звук  начале слова-отгадки:          Чудо-конфета,

Конфета - игрушка,

Стреляет как пушка.

(Хлопушка)

Детям показываю большую хлопушку.

  • Назовите этот звук (звук [X])
  • Упражнение «Погреем руки».
  • Звук [X] слышится в человеческом смехе. Одни смеются: «Ха-ха-ха!» Другие: «Хи-хи-хи!» Посмеёмся вместе: «Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!»

2. - Характеристика звуков /X/ и /Хь/ по сигнальной схеме:

Звук [X] - согласный, глухой, твёрдый.

Звук [Хь] - согласный, глухой, мягкий.

3.        Рассматривание большой хлопушки - сюрприза.

В хлопушке много маленьких блестящих хлопушек, которыми мы украшаем новогоднюю ёлочку. - «За каждое успешно выполненное задание мы повесим на ёлку одну хлопушку!»

-        Упражнение в распознавании этих звуков в словах.

  Игра «Тим-Том».

- Позвонит колокольчиком друг Тома, если в словах, названных мною, будет слышаться звук [X], и друг Тима – если в словах будет звук [Х’]. Слова: халат, мухи, хитрый, хобот, хихикать, мех,  хлебушек, духи.

4.        Продолжение знакомства с понятием «слова — антонимы»
(слова - «наоборот»).

-        Придумайте слова - антонимы со звуками [X] [Х’]/:

Плохой - хороший

Прочный - хрупкий

Горячий - холодный

Трусливый - храбрый

Толстый - худой

5.        Массаж ладоней и пальцев рук с помощью грецких орехов с одновременным проговариванием скороговорки:

           Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

6.        Работа по определению числа и рода имён существительных:

 Игра «Горячий - холодный»:

-Рассмотреть картинки и сказать, у кого предметы «горячие», а у кого - «холодные». Сказать нужно так: «У меня ...

Холодная Снегурочка, Холодный сугроб, Холодная вьюга, Холодная снежинка, Горячая свеча, Горячая печка ,Горячее солнышко.

                                                                                                                  Игра «Заселим домики «холодными» предметами»:

Сугроб      Снежинка        Мороженое        Сосульки

Лёд               Снегурочка

7.        Динамическая пауза «Новогодние игрушки».

  • Дети - новогодние игрушки. Они «висят» на ёлке (руки с силой тянуть вверх).
  • Посмотрели на веселье внизу, возле ёлочки (руки в замок, сильно давить на них подбородком).
  • Игрушкам тоже захотелось «ожить» и «захлопать в ладошки», но не получается (руки согнуты в локтях, с силой сдавливать ладони).
  • И, наконец, игрушки «ожили» (встряхнуть кисти рук),

встали в круг и «танцуют» (дети показывают элементы новогодних танцев под грамзапись «Новогодние игрушки»).

8.    Дыхательная гимнастика по схеме

9.        Знакомство с буквой Хх (ха).

 Нахождение в кассах заглавной и строчной букв Хх.

 Рассматривание рисунков Карандаша. «На что похожа буква X?»

 Конструирование буквы Хх( конструктор Воскобовича)

 Нахождение буквы X среди графически сходных букв.

10.        Упражнение в чтении слогов и слов, составление слов в кассах.

 Прочитайте на рассыпавшихся конфетти слоги с буквой X.

Работа с кассой.

 Игра «Превращение слов.

- Хохотушка буква X Рассмеялась: «Ха-ха-ха!»

  • Составьте слог /ХА/ из букв.
  • Добавьте букву /У/ - УХА.
  • Добавьте букву /М/ - МУХА.
  • Замените букву /А/ на /И/ - МУХИ.

11.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». «Цепочка для ёлочки».

III. Подведение итогов занятия.

- Рассматривание «Домика букв», куда поселилась новая буква Х, и ёлочки, которая, благодаря успешным ответам детей, стала красивой и нарядной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "

В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....

конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р

Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...