План - конспект Обучающего практикума с детьми и родителями, включёнными в общую игровую деятельность с использованием технологии «Арт-терапии» и дыхательных упражнений
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Педагог-психолог: каждый ребенок особенный - это бесспорно. Есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить  отличающие их особые потребности. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_obuchayushchego_praktikuma.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

Обучающего практикума с детьми и родителями,

включёнными в общую игровую деятельность с использованием технологии «Арт-терапии» и дыхательных упражнений

Педагог-психолог: каждый ребенок особенный - это бесспорно. Есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить  отличающие их особые потребности. Эти малыши действительно разительно отличаются от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим очень нелегко контактировать с ними, проблемы неизбежны также в семье, в которой такой ребенок родился.

Педагог-психолог: сегодня я предлагаю вам познакомиться и выполнить комплекс упражнений, используемых мною технологий в работе с детьми в индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работе.

Педагог-психолог: уверена, что приведенные технологии окажут вам существенную помощь в установлении контакта, в продуктивном взаимодействии и достижении результатов в коррекционной и развивающей деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Педагог-психолог: в начале нашего обучающего практикума мы с вами выполним несколько упражнений: «Яйцо» и «Рождение». Эти упражнения выполняются на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга и тонизирования всего мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо» ребенком с мамой.

Упражнение «Яйцо»

Педагог-психолог: предлагаю вам совместно с ребенком сесть на пол, колени нужно подтянуть к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Ребенку нужно представить себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться. (Мамы совместно со своими детьми выполняют упражнение).

Педагог-психолог: следующее упражнение которое мы с вами выполним, упражнение «Рождение».

Упражнение «Рождение»

Педагог-психолог: на полу инструктор (мама) ребенка расстилает парашют, ребенок садится на середину парашюта,  инструктор (мама) собирает края парашюта в «кокон» так чтобы ребенок оказался внутри. Затем инструктор (мама) начинает раскачивать кокон и ожидать пока ребенок сам не изъявит желание выбраться. (Это упражнение проделывается с каждым ребенком).

Педагог-психолог: ну, вот мы и родились, и уже начали ходить, играть. Я хочу попросить вас поделиться своими чувствами и эмоциями, которые вы сейчас испытываете. (Родители делятся своими эмоциями и ощущениями).

Педагог-психолог: следующая наша с вами задача научиться слушать, видеть, чувствовать и представлять.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами познакомимся с наиболее часто и результативно используемыми приёмами «Арт-терапии». Рисование способствует развитию пространственного образного мышления и воображения, мелкой моторики, координации «рука-глаз», освоению цветов и оттенков, физических свойств изобразительных материалов.

Для рисования нужен большой выбор кистей (разных размеров и степени жёсткости), изобразительных материалов (карандаши, пастель, восковые мелки, гуашевые краски, акварель и др.), бумаги (разных размеров, форм, цветов) и др.

Педагог-психолог: для каждого ребёнка нужно индивидуально подбирать те техники рисования, размеры и форма бумаги, положение рабочей зоны, которые наиболее эффективно способствуют коррекции имеющихся отклонений.

Педагог-психолог: рисование пальцами и ладошками способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Краску на руки можно наносить кисточками различной жёсткости, щёткой, губкой и др. или просто окунать пальчики или руку в баночку, палитру с краской.

Педагог-психолог: рисование с помощью пальчиковых красок приносит удовольствие ребёнку и его семье, и ничто не должно сковывать вашу творческую активность (например, ковры, дорогая одежда, которые можно запачкать и т. д.). Чтобы у малыша и у вас не возникало страха испачкаться, желательно использовать легко моющиеся фартуки с рукавами.

Упражнение «Рисование пальцами»

Педагог-психолог: сейчас мы с вами выполним это упражнение. Каждому из вас я приготовила набор пальчиковых красок и ватманы. Уважаемые родители, предложите ребенку выбрать понравившуюся ему тарелочку с краской, возьмите ручку вашего ребенка и мокните ее в тарелочку с краской, затем предложите ребенку положить ладошку на лист ватмана. Проделайте это упражнение сами, тем самым показав пример ребенку.

Педагог-психолог: какие ощущения вы при этом испытываете? (Ответы родителей).

Педагог-психолог: давайте пофантазируем на тему получившихся рисунков. (Ребёнок с помощью родителей и специалиста пытается поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими).

Педагог-психолог: следующая технология с которой мы с вами сегодня познакомимся, это игра с песком – «Песочная терапия», как процесс развития самосознания ребенка с расстройствами аутистического спектра, его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. 

Педагог-психолог: я вам предлагаю выполнить упражнение с использованием технологии «Песочной терапии».

Упражнение “Необыкновенные следы”

Педагог-психолог: давайте выполним с вами упражнение «Необыкновенные следы», приготовьте свои руки, и повторяйте за мной:

«Идут медвежата» — инструктор (мама) и ребенок кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — делаем кисти рук сначала расслабленными, а потом напряженными, и пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — давайте сейчас подвигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — “жучки здороваются”).

Педагог-психолог: я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями и эмоциями, которые вы сейчас испытываете от проделанного упражнения. (Родители совместно с детьми делятся своими эмоциями).

Педагог-психолог: особое значение в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра уделяется дыхательным упражнениям. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Педагог-психолог: отработку дыхательных упражнений нужно начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следите за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания предложите ребенку положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии).

Педагог-психолог: дыхательные упражнения должны предшествовать массажу и другим упражнениям. Следует помнить, что правильным дыханием является полное дыхание, сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, и наконец стоя.

Педагог-психолог: универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: вдох-задержка-выдох задержка. Вначале каждый из них может составлять 2-3сек. с постепенным увеличением до 7сек. Вначале необходима фиксация взрослым рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Взрослый должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами обучимся самому простому дыхательному упражнению. Для начала устройтесь с детьми как можно удобнее лежа на полу. Итак, выполняем вместе со мной.

1 этап – вдох:

  • распустили мышцы живота, начали вдох, опустили диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
  • наполнили среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;
  • приподняли грудину и ключицы, наполнили воздухом верхушки легких.

2 этап — пауза.

3этап - выдох:

  • приподнимаем диафрагму вверх и втянуть живот;
  • опустили ребра, используя группу межреберных мышц;
  • опустили грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.

4этап — пауза.

Педагог-психолог: так как мы сегодня с вами изучили много различных технологий, и вам пора отдохнуть, расслабиться, в завершение нашего обучающего практикума я предлагаю вам с детьми выполнить релаксационное упражнение, лягте пожалуйста  поудобнее, закройте глаза, расслабьте свои ноги и руки. Мы сейчас с вами отправимся еще высоко в небеса!

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка «Звуки природы»)

Педагог-психолог: уважаемые родители, я предлагаю вам сейчас поделиться своими впечатлениями, эмоциями которые вы сегодня испытывали. Пусть каждый из вас расскажет, что вам больше всего понравилось, какая технология вас заинтересовала и вы планируете использовать ее в жизни, а также расскажет, какое упражнение было труднее всего вам с детьми выполнить. (Ответы родителей).

Спасибо за внимание и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Тема: «Космическая школа».

Использование здоровье сберегающих технологий для расширения возможности восприятия ребенком мира с помощью взаимодействия трех каналов: аудиального, визуального и кинестетического, а также развитие с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы с диагнозом общее недоразвитие речи с использованием здоровьесберегающих и компьютерных технологий. Тема: «Космическая школа».

Участники: Дошкольники подготовительной группы с диагнозом – Общее недоразвитие речи.Количество детей: 5 человек.Длительность: 25 минут.Цель: Использование здоровье сберегающих технологий для расширен...

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Цель:1) Знакомство  педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения использу...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности при помощи Су-Джок терапии  у детей с общим недор...

Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста...