«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »
консультация по коррекционной педагогике

яловая людмила николаевна

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонентов речи. Благодаря использованию игр с песком у детей с нарушениями речи возрастает интерес к логопедическим занятиям и снижается эмоциональное напряжение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование технологии песочной терапии

в коррекционно - развивающей работе с детьми »

     Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, наши педагоги поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Ими постоянно ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в нашем детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых основным является  игра.

     Современные условия дают толчок к поиску интересных и развивающих нетрадиционных методов, и технологий в работе с нашими воспитанниками.

     Нетрадиционные технологии воздействия в работе учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Технологий нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, арома-, фито и др). Но применение этих технологий невозможно рассматривать самостоятельными, их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

     К технологиям нетрадиционного воздействия относится и пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка. На нем мы и остановили свой выбор.

     Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок гармонизирует психоэмоциональное состояние детей. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и естественно развивает моторику рук.

     Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок для детей обладает некой магической силой. В определенном возрасте детей начинает манить к песку. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка.

     В основе песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.

      Приобретённая нашим ДОУ интерактивная песочница – уникальный игровой развивающий комплекс, оснащенный компьютером, датчиком глубины, проектором. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые они могут «перекроить» в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Песочная игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды. Вместе с этим интерактивная песочница содержит игры со звуковым сопровождением, направленные на развитие внимания, мышления, памяти и мелкой моторики. Учитывая, что познавательные способности человека связаны с органами чувств, игры с песком – один из эффективных методов их развития. Так же игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния и снижению тревожности у детей. Игры с песком, для детей с тяжелыми нарушениями речи, являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми.

       Воспитанники коррекционных групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, отличаются тревожностью, агрессивностью, повышенной нервной возбудимостью,  гиперактивностью с одной стороны и закрытостью, зажатостью, пассивностью, замкнутостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у большинства из них встречается недостаточное развитие мелкой моторики рук, координации движений, нарушение речевой памяти, внимания и восприятия. 

     Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Целью коррекционно-развивающих занятий является коррекция речевых нарушений у детей, развитие тактильной чувствительности, формирование мелкой моторики пальцев рук, создание положительного эмоционального настроя средствами песочной терапии.

     При работе с интерактивной песочницей свою работу учитель-логопед начинает со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Затем он старается научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим учителю-логопеду очень важно, помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.

    В индивидуальной логопедической работе с детьми, использование игровых упражнений с песком в интерактивной песочнице решает очень многие задачи:

- развитие диафрагмального дыхания;

- регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики.

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие фонематического слуха;

- формирование слоговой структуры слова;

- расширение словарного запаса;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- обучение грамоте;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Все эти задачи решаются с помощью игровых методов.

Мы хотим поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

«Чего не стало?»

Ребенок закапывает игрушки в песок, и говорит, чего не стало. Таким образом, закрепляем использование существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

«Подбери слова».

Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) к игрушкам, которые найдет в песке. Например, лиса – хитрая, рыжая и т. д.

«Сосчитай».

Ребенок считает от 1 до 5 игрушку, которую найдет в песке. Например, один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

Будем мы зверей искать

И слова к ним подбирать.

Еж, лиса, медведь опять…

Их попробуй сосчитать.

По аналогии проводятся и другие речевые игры: «Один-много», «Назови ласково», «Придумай загадку», «Назови одним словом», «Четвертый лишний» и др.

«Подружки»

Игра на дифференциацию звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум подружкам: Маше – подарки со звуком [ш], а Соне - подарки, со звуком [с]. Подарки откапать из песка.

Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.

«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.

     Интерактивная песочница позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, навыки конструктивного общения и саморегуляции). Это соответствует возрастным нормам дошкольного детства, так как ведущей деятельностью в этот период является игровая. Занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться (так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание).

     Обучение детей с ТНР должно быть направленно на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получение образования и обеспечение достойной жизни в современном обществе.

     Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества. Используя на занятиях интерактивную песочницу, мы отметили, что особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
    Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»

Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.

Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной  игротерапии с детьми с ТНР....

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...