«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Задыхина Марина Николаевна

 «Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx80.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

https://mirdoshkolyat.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BA-e1555082444407.jpg

        Логопед: Задыхина М.Н.

Ноябрь

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение «ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки учитель-логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

Упражнение «ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

Упражнение «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

Упражнение «ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Декабрь

                         АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

Упражнение «ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

Упражнение «ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

Упражнение «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

 

Январь

           АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

 

Игра «СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Игра «СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

Игра «ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Игра «ДОРОЖКА»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

Игра «СОВПАДЕНИЕ»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Февраль

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Игра «СТРОИТЕЛИ»

Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает обучающемуся построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование: Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит учащегося рассказать, что изменилось в песочной картине.

Игра «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Учащийся обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

Игра «РОДНЫЕ СЛОВА»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование: Песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы). Далее в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

Март

Игра «Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю -откапывал).

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник). Далее логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю)

Игра «ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый – медведь.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте и относится к семейству пресмыкающихся. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с учащимися рассматривает цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КЛАД»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Учащиеся ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Апрель

Игра «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах; умение употреблять существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты); продолжать учить описывать предмет, активизировать словарь.

Материал: две коробки с песком, игрушечные овощи и фрукты.

Ход: по взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород.  Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растёт, описывают овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.  

Игра «СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»

Цель: развивать связную речь, продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Материал: песочница, игрушки – деревья, ёлочки, разные животные.

Ход: ребёнку даётся задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Из множества фигурок он выбирает только диких животных, описывает их и заселяет в сказочный лес.

Игра «НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛЬЦАМИ»

Цель: развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

 

Май

Игра «ПОИСК СОКРОВИЩ»

 Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища! Цель: Обогащаем словарный запас.

Игра «ПРЯТКИ»

 Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

Игра «ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?» 

Нарисуйте на песке животных, птиц, посуду, мебель. В каждом изображении чего-то не хватает (ручки у чашки, клюва у птицы, хвоста у собаки). Пускай ребёнок назовет каждое изображение и скажет, чего не хватает. Затем дорисуйте часть предмета, используя прием рисования пальцем «по песку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.

Эффективное использование песочной террапии при работе с детьми с речевыми нарушениями...

Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии дви...

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию свя...

Использование методов арт-терапии в коррекционно-развивающих программах.

В статье представлены обоснование и результаты опробации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по снижению уровня тревожности у участников образовательного процесса с использован...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Использование метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В работе представлены игры-упражнения с использованием метода песочной  игротерапии с детьми с ТНР....