Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.
учебно-методический материал по логопедии

Халитова Халида Хусаиновна

  У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Чтобы помочь детям с системной речевой патологией скорректировать имеющиеся нарушения, продуктивно применение нейропсихологических методов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya_doklpd.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

    В последние годы к нам всё чаще попадают дети с диагнозом ЗПР, СДВГ. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Они отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. 
Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Чтобы помочь детям с системной речевой патологией скорректировать имеющиеся нарушения, продуктивно применение нейропсихологических методов (Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина).

Нейропсихология - наука о связи психических процессов (память, внимание, мышление, речь  и т.д.) с работой различных отделов головного мозга, с функционированием правого и левого полушария головного мозга. Она позволяет узнать какие зоны мозга или функциональные системы оказались несформированными, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. Учет сильных и слабых звеньев психических функций логопата - основа нейропсихологического подхода к исправлению речевой патологии.

    Heйpoпcиxoлoгичecкaя кoppeкция — этo coвoкупнocть cпeциaльнo пoдoбpaнныx пcиxoлoгичecкиx мeтoдoв, пoмoгaющиx пepecтpуктуpиpoвaть функции мoзгa, кoтopыe были нapушeны, c цeлью выpaбoтки кoмпeнcaтopныx вapиaнтoв.

  В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога Александра Романовича Лурии о закономерностях развития и строении мозговой организации высших психических функций. Ни один вид деятельности не может осуществляться без одновременного участия трёх функциональных блоков мозга. В случае «поломки» одного из них процесс развития и обучения ребёнка нарушается.

Рассмотрим, за что отвечает каждый блок мозга, что происходит в случае нарушений и какие игры и упражнения можно использовать в коррекционной логопедической работе  
  Первый блок является энергетическим. Он отвечает за поддержание тонуса, который необходим для нормальной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга, обеспечивает сенсомоторную, познавательную, эмоциональную активность.  Только при его полноценной работе возможна нормальная активность ребенка. 

 При недоразвитии этого блока у детей наблюдается: вялость, утомляемость, истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушение двигательной сферы,гипер или гипотонус. Эти симптомы не позволяют ребенку осуществлять ту или иную деятельность, играть, выполнять задания. В этом случае необходима стимуляция активности через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы.  Полезны игры, которые включают ритмические движения, гармонично сочетаются со звуком и словом, например сопровождающиеся действиями потешки и стихи, Для активизации первого блока используются так же дыхательные упражнения; различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин); релаксация; глазодвигательные упражнения.

    Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации.

 Работа соответствующих анализаторных систем позволяет видеть, слышать, а также запоминать и воспроизводить эту информацию, сопоставлять ее с предыдущим опытом.  

  При нарушении 2-го блока наблюдается агнозия, апраксия, афазия; вторично – аграфия, алексия.

  У детей наблюдается нарушение фонематического слуха, не понимают смысл сюжетной картинки – всё видят по отдельности.

Для оптимизации данного блока используют игры и упражнения, направленные на:

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие зрительного и фонематического восприятия;

 -формирование пространственных представлений и отношений;

- развитие ловкости и плавности произвольных движений.

- игры, которые учат детей видеть, слушать, запоминать, воспроизводить и сопостав лять новое с предыдущим опытом:

Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности.  Он находится в передних отделах больших полушарий. Эти отделы организуют сознательную и активную деятельность.

   Нарушение лобной доли – это повышенная отвлекаемость вплоть до полевого поведения; различные нарушения эмоциональной сферы; безразличие ко всякого рода деятельности.

В этих случаях рекомендовано применение:

-ролевых игр;

-коммуникативных упражнений ;

 -игр и упражнений, в которых дети учатся действовать по словесной инструкции и осуществлять самоконтроль согласно правилам;

 Психическая деятельность осуществляется при условии взаимодействия разных отделов головного мозга. Очень важной является связь двух полушарий мозга, при нарушении которой оказывается недоступна или затруднена координация движений (например, ходьба, работа двумя руками, взаимодействие рук и ног). На более высоком уровне не формируются связи между вербальными и невербальными функциями, страдает процесс анализа информации.

  Для формирования межполушарных взаимосвязей подбираются игры и упражнения, нацеленные на развитие координации движений, взаимодействия рук и ног, формирования связи между вербальными и невербальными функциями процессов анализа информации. Стимулирование координации левой и правой рук, стоп ребёнка необходимо для равномерного развития левого и правого полушарий. 

 Для повышения эффективности и достижения скорейших положительных результатов в логокоррекционной работе мной подобраны игры и игровые приёмы для каждого функционального блока мозга. В подборку были включены как традиционные нейропсихологические методы, так и нетрадиционные.

 С некоторыми из них, наиболее интересными на мой взгляд, я хотела бы вас познакомить.

1. Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»

Помогают расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

   Развесить в разных углах и по группе различные рисунки птиц, животных и т.д. (согласно лексической теме). Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный логопедом.

2. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми.   Групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

  Игра «Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.

 3.Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра).

 Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

4.  Heйpoпcиxoлoгичecкиe упражнения для коррекции внимания, особенно показаны детям c проблемами самоорганизации. Taкиe дети не тoлькo часто отвлекаются. Ho и не могут вовремя переключить своё внимание. Упpaжнeния нaпpaвлeны на paзвитиe у тaкиx дeтей возможности регулировать и контролировать свою деятельность. Основным моментом метода является развития в ребёнке речевого контроля своей деятельности, a проще гoвopя — «пpoгoвapивaниe» cвoиx дeйcтвий. Taк в клaccичecкoм вapиaнтe игpы «peчкa-бepeг» дeтям размечают гpaницы «бepeгa» и «peчки» и пpeдлaгaют пo кoмaндe пpыгaть нa oбoзнaчaeмый oбъeкт. Дeти, кoтopыe иcпытывaют пpoблeму c кoнцeнтpaциeй и пepeключeниeм чacтo вxoдят в зaдaнный pитм пpи пocтoяннoм чepeдoвaнии: peчкa – бepeг. И в cлучae измeнeния кoмaнд, нaпpимep, «peчкa – бepeг – peчкa — бepeг – бepeг», oни дaжe c нecкoлькиx пoпытoк нe cпocoбны измeнить pитм cвoиx дeйcтвий. B тaкoм cлучae нeoбxoдимo пpocить иx пpoгoвapивaть (пoвтopять зa вeдущим) зaдaниe. Oтдaвaя кoмaнды caми ceбe, oни быcтpee учaтcя кoнтpoлиpoвaть и пepeключaть cвoё внимaниe.

5. Игра «Делай не то, что скажу, а то, что покажу».  Необходимо действовать то по зрительной, то по слуховой инструкции. Игра способствует формированию межполушарных взаимосвязей, развитию слухового и зрительного внимания и памяти, ориентировки в пространстве по отношению к самому себе.

6. «Солнечные лучики» Игра с прищепками. Необходимо соотнести речь с действиями. Ребёнок прикрепляет лучики прищепки и произносит в такт: «Будем лучик прикреплять к пальцу…» (ребёнок называет пальчик и прикрепляет к нему прищепку), затем прищепки снимают со словами: «Будем лучики снимать, громко звуки называть…» (снимая красную прищепку, ребёнок называет гласный, синюю – согласный твёрдый, зелёную – согласный мягкий звуки).

 Игра способствует формированию межполушарных взаимосвязей, устойчивости, распределению внимания, тренировке долговременной памяти; формированию сенсомоторных, зрительно-моторных, речемоторных навыков, формированию фонематического восприятия,

7. «Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

  Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры –“Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

Проект "Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".

Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии....

Сообщение на областной методической неделе "Использование методов и приемов нейропсихологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ"

Последние годы педагоги компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, находятся в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Это объясняется рядом фактов.Во-первых: на сегодняшни...

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....