Сообщение на областной методической неделе "Использование методов и приемов нейропсихологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Глухина Наталья Владимировна

Последние годы педагоги компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, находятся в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Это объясняется рядом фактов.

Во-первых: на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер- и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, низкая концентрация внимания, отсутствие мотивации, и т.д.

Во-вторых: сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Исчезло естественное детское "дворовое" сообщество: дети реже свободно играют и общаются со сверстниками, упуская возможность развиваться в активном общении, совместных играх. Все чаще мы наблюдаем такое явление, как отсутствие так называемых "середнячков". Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.

Одним из наиболее продуктивных и актуальных подходов к решению задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного и возраста является нейропсихологический подход. Так как данный подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, сильных и слабых сторон ребенка.

В сообщении представлен опыт использования методов и приемов нейропсихологии на коррекционных занятиях психолога с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_oblastnoy_metodicheskoy_nedele.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на областной методической неделе

«Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов в современной системе образования»

Тема:

 «Использование методов и приемов нейропсихологии

на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога

с детьми с ОВЗ»

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.

Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

А именно движение является ведущей деятельностью дошкольника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга.

Коррекционно- развивающие занятия с детьми 3-5 лет с ЗПР

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала детского организма; формирование базовых составляющих произвольной регуляции, межполушарных связей; активизация развития всех высших психических функций

Коррекционно-развивающие занятия построены на основе базового алгоритма «Метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентированы на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока, где происходит оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, новые упражнения закрепляются воспитателями в режимных моментах и совместной деятельности детей.

При организации занятий важна четкая повторяющаяся структура. Сейчас более подробно остановимся на некоторых этапах.

Структура занятия

  • Игровой момент (настрой на занятие, мотивация к действию)
  • Разминка
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Массаж
  • Растяжки
  • Двигательные упражнения, игра
  • Релакс

Дыхательные упражнения

Задачи:

  • восстановление нормального дыхания в покое;
  • снабжение кислородом всех органов и тканей организма;
  • оптимизация тонуса мышц;
  • снижение возбудимости;
  • улучшение общего состояния ребенка

Дыхание – это процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом. Часто, ребенок, выполняя трудное задание, перестает дышать на какое-то время, обделяя свой организм, и мозг в том числе, кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

  • Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование базовых составляющих произвольной регуляции, так как ритм дыхания подчиняется нашему сознанию.
  • 6 слайд
  • Мы начинали отработку дыхания с самых простых способов «Понюхай цветочек», «Сдуй перышко».  Затем перешли к более сложному, диафрагмальному дыханию. Выполняют его лежа. Чтобы детям было проще усвоить это упражнение, взрослый кладет небольшую игрушку на живот ребенку. Ребенок качает игрушку на животе, как на качелях, поднимая и опуская живот. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Упражнение повторяют 3-5 раз На следующих этапах добавляются движения рук, языка.

Глазодвигательные упражнения

Задачи:

  • расширение объема зрительного восприятия;
  • устранение патологических синкинезий.

Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с поворота головы и всего тела, а значит он достаточно травматичен и быстро утомляется. Элементарные движения слежения глазами за предметом, которые формируются к третьему месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становятся для ребенка трудновыполнимыми упражнениями, что наблюдаются почти у всех детей в данной группе.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: вправо, лево, верх, низ, к переносице, затем по диагонали. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка я использую яркие предметы. Упражнение выполняется не более 2 раз. По мере освоения таких упражнений, в этот процесс постепенно добавляются движения языка.

Массаж и самомассаж

Задачи:

  • Улучшаются функции рецепторов, проводящих путей;
  • Усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж
самостоятельно.

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. 

  • Задачи:
  • Снятие мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок;
  • Оптимизация мышечного тонуса;
  • Повышение уровня психической активности.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихо коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.

  • Осознание ребенком своего тела и пространства вокруг тела происходит через практические упражнения. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Освоив горизонтальное положение тела (лежа), переходим на положение сидя, затем стоя. Упражнение выполняется 3-5 раз.

Упражнения общего двигательного репертуара

Задачи:

  • Оптимизация и стабилизация тонуса;
  • Выработка правильного двигательного стереотипа; Регуляция вегетативных нарушений;
  • Освоение пространства собственного тела и пространства вокруг;
  • Развитие межполушарного взаимодействия,
  • Снятие синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечных зажимов.

В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития — ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации
вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Упражнения выполняются в определенном порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребенку на первом году жизни:

Перевороты со спины на живот, ползание только с помощью рук, по-пластунстки, сидение, хождение на четвереньках сначала с опорой на руки, затем без опоры.

Упражнения на расслабление и снятие напряжения.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

Задачи:

  • Расслабление;
  • Снятие двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения;
  • Развитие самонаблюдения.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

Релаксационные упражнения выполняются под спокойную музыку. На первый взгляд это очень простое упражнения, однако многим детям оно дается трудно.

Следующая категория детей – возраст 5-7 лет. На коррекционных занятиях я использую элементы нейропсихологического подхода в начале, середине и в конце организованной деятельности.

Нейропсихологические методы и приемы в коррекционных занятиях с детьми 5-7 лет с ЗПР

Нейродинамическая гимнастика (по методике Трясоруковой Т.П.)

Задачи:

  • повышение работоспособности головного мозга;
  • активизация обширных зон обоих полушарий.

Включает:

  1. Мануальный блок
  2. Психомоторный блок

Комплексы нейродинамической гимнастики представлены двумя блоками: мануальным и психомоторным.

Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослому необходимо объяснить ребенку, как выполняется то или иное движение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.

Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную психическую организацию, где участвуют ядра черепно-мозговых нервов (зрение), ретикулярная формация (движения), лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус и т.д.). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивости, развить зрительно-моторную координацию, а также расширить взаимосвязи и баланс активности между правым и левым полушариями.

При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку начинать выполнение задания с «удобной» руки – ведущей (правой или левой). При выполнении заданий «неудобной» рукой допустимы неровности и отклонения от линий.

Развитие мелкой моторики рук

Задача: развитие межполушарного взаимодействия 

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т.к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Для того, чтобы дети не теряли интерес к выполнению сложных движений, я использую игру «Кубики», на нем изображены разные положения рук. Ребенок бросает 2 кубика, и выполняет движения

Функциональные упражнения

Задачи:

  • развитие произвольности;
  • развитие самоконтроля.

Функциональные упражнения использую вместо физминутки.

К упражнениям для развития произвольности относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие.

Например: «Где мой нос», «Запрещенное движение», «Повтори ритм», «Будь внимателен»

Коммуникативные упражнения

Задача: научить детей взаимодействовать в коллективе, с партнером по игре.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

  1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Например, «Звери в лесу». Игры напоминают  театральные инсценировки. Дети учатся чувствовать свое тело, передавать эмоции и мимику, контролировать свое поведение.

  1. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Например: Игра «Зеркало», «Дрозды».
  2. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе. «Ладошки»

Я использую их вместо физминутки.

В заключение, я могу с уверенностью сказать, что, внедряя методы и приемы нейропсихологии, у детей

- повышается мотивация к организованной деятельности

-повышается общая работоспособность

- улучшается качество освоения учебного материала;

- развиваются внимание, память, восприятие.        

Список используемой литературы

  1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми 2 части
  2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития дошкольников
  4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...