Проект "Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Серых Ольга Юрьевна

Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Берёзка» структурное подразделение «Звездочка»

Использование метода «Мозжечковой стимуляции» в совместной развивающей работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

        Авторы:

О.Ю. Серых,

учитель-логопед,

К.О. Гонохова,

инструктор по физической культуре

 

Вихоревка, 2019

Постановка проблемы

В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого и физического развития детей дошкольного возраста. В результате диагностических исследований  было замечено, что у одних и тех же детей одновременно наблюдается соматическая слабость, замедленное развитие моторных функций речи и отставание в двигательной сфере.

Актуальность проекта (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта по данной теме)

Современные условия жизни требуют от педагогов поиска новых путей и направлений оказания своевременной и эффективной помощи детям с нарушениями или задержкой развития.  Так же необходимо определить направления и условия развития детей, имеющих трудности в овладении образовательной программы для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Уделить внимание развитию детей необходимо на первых возрастных этапах потому, что в это время наиболее интенсивно развивается мозг и происходит становление его функций. Л.С. Выготский отмечал, что высшие формы регуляции двигательной сферы рождаются в социальном взаимодействии людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, начинается с того, что ребенок становится способным выполнять движения по словесной инструкции взрослого, после чего слово становится способом саморегуляции – сначала с помощью устной речи, а потом внутренней[1].

А так как с развитием речи тесно связано как формирование личности в целом, так и  развитие всех психологических процессов ребенка мы считаем актуальной разработку проекта совместной развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

 Данная работа ориентированна на совершенствование содержания и методики развития детей с речевой патологией.

Изучая различные  формы работы, инструктор по физической культуре и учитель-логопед нашли для себя новые виды работы. Инструктор по физической культуре – рокерборд. Учитель-логопед –  доску Бельгау.

Рокерборд – тренажер мозжечковой стимуляции, способствует физическому и умственному развитию ребенка с первых лет жизни.

Доска Бельгау –  балансирующая доска для работы над стимуляцией мозжечка.

        Мозжечок выполняет очень важную функцию – обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц-антагонистов, регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие[2]. 

Теория влияния мозжечка на развитие речи вполне согласуется с учением И. П. Павлова о второй сигнальной системе. В этом учении мы находим объяснение, почему врожденное расстройство координации движений мускулатуры речевого аппарата задерживает возникновение речи. И. П. Павлов учит, что наша активная громкая и тихая речь проводится кинестетическими раздражениями, идущими от речевого аппарата к коре большого мозга, и образуют в коре головного мозга систему сигналов. Эти кинестетические сигналы, обусловленные самой речью, образуют очень важный механизм регуляции высших нервных процессов. Если у ребенка из-за нарушения функции мозжечка запаздывают членораздельные движения речи, обусловленные стимулирующим влиянием моторно-кинестетических ощущений, то развитие ее задерживается[3]

Современные представления о нейротрансмиттерной организации и функциональном значении мозжечка в последних исследованиях показали, что мозжечок участвует в контроле не только двигательных, но и когнетивных функций, афферентных и поведенческих реакций, динамике эмоционально-личностных и психологических изменений, а также в регуляции церебрального кровотока[4].

Проблемы речевого и физического развития рассматриваются чаще всего в рамках инклюзивного образования, по нашему мнению данный опыт можно применять и как эффективное средство развития детей не имеющим инвалидности, но имеющим проблемы с задержкой или недоразвитием тех или иных функций организма.

В результате мониторинга физического развития у группы детей были выявлены нарушения моторной и двигательной сферы. Логопедическая диагностика речевой сферы выявила у этих детей ОНР различной степени. Именно эти дети и были выбраны для реализации проекта.

При общем недоразвитии речи проявляются трудности формирования и развития не только всех компонентов речевой системы, но и двигательной сферы. При отсутствии выраженных неврологических нарушений у детей отмечается слабая регуляция произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется трудностями координации движений, темпоритмической организации, снижением скорости и четкости их выполнения, повышением двигательной истощаемости, снижением двигательной памяти и внимания. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечаются трудности контроля собственных произвольных движений. По данным ряда авторов (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина), трудности формирования определенных двигательных навыков у детей с ОНР характеризуются плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением качества, скорости и точности движений; наблюдаются трудности контроля собственных движений. При этом трудности отмечаются во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода. В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития[5].  

По мнению специалистов мозжечковая «гимнастика» помогает увеличить эффект любых коррекционных занятий: логопедических, психологических и т.д. Бильгоу говорил, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что организованное взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-логопедом, может способствовать решению коррекционно-развивающих задач связанных с укреплением здоровья, исправлением двигательных и  речевых недостатков дошкольников.

Проект является долгосрочным в ходе, реализации которого, решаются задачи по приобретению необходимых двигательных навыков и совершенствованию речевых умения.

Балансировочная доска и рокерборд являются для детей игровой формой работы, стимулирующие их к достижению цели упражнения, способствующие развитию, обеспечивающие положительный эмоциональный фон. 

Объект проектной деятельности.

Дети с несформированной звуковой и смысловой стороной речи, выражающейся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов, связной речи и нарушением двигательной координации.

Предмет проектной деятельности.

Упражнения с применением балансировочной доски мозжечковой стимуляции Бельгау и тренажера рокерборд увеличивают эффективность занятий по устранению дефектов речи и отставанию в двигательном развитии.

Цель проекта.

Коррекция речевых нарушений через развитие  двигательной сферы дошкольников с ОНР.

Задачи проекта.

  1. формировать двигательные умения и навыки, укреплять костно-мышечный аппарат, правильную осанку, походку, развивать ловкость, силу, выносливость, координацию движений, ориентировку в пространстве;
  2. развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  3.  развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие;
  4. поддерживать у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий;
  5.  побуждать к проявлению инициативы и творчества. 

Форма организации проектной деятельности:

  1. Диагностика;
  2. Индивидуальная работа;
  3. Подгрупповые занятия;
  4. Работа в парах.

Тип проекта

  • По составу участников: подгрупповой.
  • По сроку реализации: долгосрочный.
  • По целевой установке: информационно – практико – ориентированные.

Участники проекта:

  • Воспитанники  с общим недоразвитием речи;
  • Инструктор по физическому воспитанию;
  • Учитель-логопед

Ресурсы (материально-техническое оснащение проекта)

  • Рокерборды;
  • Балансировочная доска;
  • Тактильные мячи:
  • Тканевые мешочки различного цвета и массы;
  • Мяч-маятник закреплен на шнурке к потолку;
  •  Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами;
  • Мишень, с разметкой.

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию.

I этап – подготовительный: август - сентябрь 2019 г. Проведение диагностики, изучение материалов и литературы по теме, приобретение необходимого оборудования, составление картотеки упражнений.

II этап – практический: октябрь 2019 г. - май 2020 г. Проведение коррекционно-развивающих занятий. Прежде чем приступить к упражнениям на доске, часть упражнений с мячом и мешочками отрабатываются на ровной поверхности.

III этап –  аналитический: май 2020 г. Итоговая диагностика, анализ полученных результатов.

Поэтапный план реализации проекта

I этап – подготовительный (организационный) август-сентябрь 2019 г.

Цель: раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта,  распределение функциональных обязанностей между участниками проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственный

 должность

Сбор информации по теме, изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике.

Август 2019 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Проведение диагностирования детей, анкетирование родителей и воспитателей на определение актуальности проекта.

Сентябрь 2019 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Приобретение необходимого оборудования.

Сентябрь 2019 г.

Старший воспитатель

Информирование родителей о результатах диагностики, предстоящей деятельности.

Сентябрь 2019 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Составление картотеки упражнений

Сентябрь 2019 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Составление плана основного этапа

Сентябрь 2019

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

II этап – практический (основной) октябрь 2019г. - май 2020 г.

Цель: реализация основных мероприятий проекта (все занятия проводятся с использованием балансировочной доски или рокербордов)

Сроки

Мероприятия

Ответственный

октябрь

«Путешествуем с друзьями». Разучивание комплекса упражнений с речевым сопровождением.

Инструктор по физической культуре.

1 неделя

Игра, «Какого цвета?». Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках.

Учитель-логопед

2 неделя

«Поиграем пальчиками». Нормализация мышечного тонуса рук, равновесия, развитие тонкой двигательной координации.

Инструктор по физической культуре.

«Послушный ветерок». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания

Учитель-логопед

3 неделя

Самомассаж «Здоровым будь». Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Инструктор по физической культуре

Артикуляционная гимнастика «Язычок в зоопарке». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

4 неделя

Игра «В зоопарке». Работа над устранением нескоординированных, скованных движений.

Инструктор по физической культуре

«Поиграем, посчитаем».  Работа над усвоением порядковых числительных.

Учитель-логопед

5 неделя

«Каждый день с друзьями». Нормализация мышечного тонуса, развитие статической выносливости.

Инструктор по физической культуре

Артикуляционная гимнастика «В гостях у сказки». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

ноябрь

Самомассаж «Будем здоровы».

Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям.

Инструктор по физической культуре

1 неделя

Фонетическая разминка «Зарядка с гласными». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания.

Учитель-логопед

2 неделя

Малоподвижная  игра «Съедобное несъедобное». Развивать мышление, внимание.

Инструктор по физической культуре

Артикуляционная гимнастика «Язычок на прогулке». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

3 неделя

«Мы веселые игрушки». Упорядочение темпа движений, воспитание реакции на словесные инструкции.

Инструктор по физической культуре

Дыхательная гимнастика «Тише дети, не спешите и спокойно подышите». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания

Учитель-логопед

4 неделя

Игра «Птицы». Нормализация мышечного тонуса, развитие статической выносливости, равновесия.

Инструктор по физической культуре

Упражнения с мешочками. Различать и дифференцировать предметы по весу и цвету.

Учитель-логопед

декабрь

Упражнения с мячами. Развитие тонких двигательных координаций.

Инструктор по физической культуре.

1 неделя

Упражнения с мячами. Формирование словарного запаса по лексической теме «Дикие животные».

Учитель-логопед

2 неделя

Занятие «Поможем лесным животным». Развитие синхронного взаимодействия, воспитание реакции на словесные инструкции.

Инструктор по физической культуре

Фонетическая разминка «Шипящая зарядка». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания.

Учитель-логопед

3 неделя

«В гости к Деду морозу». Нормализация мышечного тонуса, упорядочение темпа движений.

Инструктор по физической культуре

«Путешествие в зимний лес». Формирование речевого дыхания, расширение словаря по теме.

Учитель-логопед

январь

Самомассаж «Здоровым будь». Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Инструктор по физической культуре

3 неделя

«Волшебная палочка». Развивать умения различать пространственные признаки.

Учитель-логопед

4 неделя

«Живой алфавит». Развивать синхронное взаимодействие между движениями и речью.

Инструктор по физической культуре

Упражнения с фактурными мячами. Развитие тонкой моторики.

Учитель-логопед

5 неделя

Игровая разминка «Руки-ноги». Выработка переключаемости движений, воспроизведение различных поз.

Инструктор по физической культуре

Фонетическая разминка «Свистящая зарядка». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания.

Учитель-логопед

февраль

«Замри – запомни, повтори «оживи».

Формирование двигательных навыков, развитие координации.

Инструктор по физической культуре

1 неделя

Артикуляционная гимнастика «Язычок идет в гости». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

2 неделя

Самомассаж «Здоровячек». Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Инструктор по физической культуре

Упражнения с мячом-маятником. Развитие координации движение, внимания, синхронного взаимодействия между движениями.

Учитель-логопед

3 неделя

День наступает – все оживает, ночь наступает – все замирает. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Инструктор по физической культуре

Фонетическая разминка «След в след». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания.

Учитель-логопед

4 неделя

Занятие «Аты-баты». Формирование двигательных умений и навыков, укрепление костно-мышечного аппарата

Инструктор по физической культуре

Рассказ по рисунку о том, что вижу. Развитие связной речи.

Учитель-логопед

март

«Разведчики».  Тонких двигательных координаций.

Инструктор по физической культуре

1 неделя

Игра в окончания. Развивать речевое внимание, умение изменять слова.

Учитель-логопед

2 неделя

«Дополни, повтори». Развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений.

Инструктор по физической культуре

Артикуляционная гимнастика «В гости к бабушке с дедушкой». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

3 неделя

Самомассаж «Будем здоровы». Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Инструктор по физической культуре

Фонетическая разминка «Звуковички». Стимуляция развития речи через развитие правильного речевого дыхания.

Учитель-логопед

4 неделя

«Колдунчики». Способствовать формированию двигательных умений и навыков 

Инструктор по физической культуре

Игра «Спрятанное слово». Расширение и активизация речевого запаса детей.

Учитель-логопед

апрель

Игра «Рыбаки и рыбки». Закреплять устойчивость, меткость.

Инструктор по физической культуре

1 неделя

Упражнения с использованием мячей разной фактуры и цвета. Развитие тонкой моторики, внимания, тактильных ощущений.

Учитель-логопед

2 неделя

«Весеннее путешествие».  Формирование полноценных двигательных навыков.

Инструктор по физической культуре

Упражнения с цветной планкой. Различать и дифференцировать различные предметы.

Учитель-логопед

3 неделя

«Игра в превращения».  Развитие двигательной координации, переключаемости, нормализация мышечного тонуса.

Инструктор по физической культуре

Артикуляционная гимнастика «Теремок». Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Учитель-логопед

4 неделя

Самомассаж «На прогулке». Снятие мышечного напряжения,  повышение сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Инструктор по физической культуре

«Путешествие в весенний  лес». Формирование речевого дыхания, расширение словаря по теме. Образование наиболее употребляемых притяжательных прилагательных.

Учитель-логопед

5 неделя

Физкультурно-речевой досуг. Совместное обобщающее занятие.

Учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

III этап – Заключительный (аналитический) май 2020 г.

Цель: определение результативности проведенной работы

Мероприятия

Сроки

Ответственный

ФИО, должность

Итоговая диагностика

Май 2020 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Обобщение материалов полученных в результате реализации проекта

Май 2020 г.

Учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Конечный продукт проекта (ожидаемый результат).

Данная программа в целом представляет собой набор простых упражнений, но при этом детям необходимо балансировать на доске. Достижение поставленных целей достигается путем многозадачных упражнений на координацию движений в сочетании со звуковыми и речевыми упражнениями.

Игровые занятия полезны для развития дошкольников во всех направлениях не исключая развития речи.

Используя данный метод, мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, включая в процесс различные анализаторы, позволяющие достичь желаемого результата. 

Критерии оценки эффективности реализации проекта (диагностический инструментарий).

Диагностический инструментарий речевых показателей составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики уровней развития речи: высокий, средний, низкий.

Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития ребенка и скорректировать работу с группой воспитанников. Инструктор по физической культуре проводят мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников два раза в год. Первичный мониторинг проводится в начале учебного года, при котором выявляются стартовые условия, определяются достижения ребенка, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь педагога. На основе этого определяются задачи работы, и проектируется образовательный маршрут ребенка на год. В конце учебного года проводится итоговый мониторинг, по результатам которого оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.[6]

Для удобства в совместной деятельности нами было решено оценивать показатели в ноль один или два  балла.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

Так как  дети, участвующие в проекте не проходили, медицинское обследование их нарушения могут носить органических характер и иметь осложненную форму недоразвития речи  неврологические и психопатические синдромы,[7] которая с трудом поддается коррекции без медикаментозного воздействия.

Если в процессе работы будут выявлены дети с отсутствующей или вялотекущей динамикой родителям будет рекомендовано обратиться в медицинскую организацию для уточнения неврологического статуса.

Список использованной литературы и других источников (точное библиографическое описание)

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  3. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – 2-е испр. и допол. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2014. – 279с.:ил. – (Коррекционная педагогика)
  5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.

Интернет источники:

  1. https://lektsia.com/6x6f0e.html
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/neyrotransmitternaya-organizatsiya-i-funktsionalnoe-znachenie-mozzhechka/viewer
  3. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr
  4. http://cpk.edu35.ru/prostoj-spisok/612-metodichka-po-fizo-docx/file


[1] Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.

[2] Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Муниципальное казенное дошкольное учреждениеДетский сад №28 «Сар-Герел»        Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающ...

Совместная работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях самоизоляции.

Будучи на самоизоляции мы: музыкальный руководитель и инструктор физической культуры выбрали одну из известных форм делового общения и организации образовательного процесса, старую добрую ПРЕЗЕНТАЦИЮ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование методов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...