Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.
методическая разработка на тему

Лиджиева Алена Васильевна

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

Детский сад №28 «Сар-Герел»

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда  ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Лиджиева Алена Васильевна

 

 

г. Элиста

2015г.
Слайд №2

Современные методы, инновационные технологии – это внедренные, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности самого педагога.

Приходиться отмечать, что количество детей, имеющих различные нарушения речи, год от года увеличивается. И нет смысла говорить о важности логопедической работы в детском саду. Чистая по звукопроизношению, грамотная, правильная речь дошкольника – это, несомненно, залог успешного обучения в школе. В современном мире в коррекционной работе с детьми,  сейчас уже недостаточно использовать традиционные технологии.

Слайд №3

Итак, основными критериями необходимости внедрения инновационных технологий, является

·        повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;

·        скорейшее достижение максимально возможных успехов;

·        оптимизация процесса коррекции;

·        создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.

Ребенок на занятии рисует, лепит или читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Слайд №4

         На сегодняшний день инновационных технологий воздействия известно много-это:

1.     Арт-терапевтические технологии.

2.     Современные технологии сенсорного воспитания.

3.     Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

4.     Криотерапия, телесно-ориентированные техники.

5.     Информационные техники.

6.     Су-Джок терапия.

Подробно изучая новинки методической литературы, для себя, я в своей профессиональной деятельности, решила использовать инновационные методы, которые на мой взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми имеющими диагноз ОНР(общего недоразвития речи), ЗПР(задержки психического развития), СДВГ(синдрома гиперактивности и нехватки внимания) посещающими нашу группу.

     Остановимся на некоторых из них.

Слайд №5

Первый метод : использование компьютерных средств, которые относятся к информационным технологиям - позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

В достижении положительных результатов успешно применяю компьютерные игры, интерактивные DVD фильмы и мультфильмы, игры-тренажеры, тематические презентации для детей.

Слайд №6

Следующий метод относится к телесно-ориентированной технике. Метод биоэнергопластики-это движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка и педагога на протяжении всего занятия.

Слайд №7

Из арт-терапевтических технологий я использую метод мнемотехника-это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, символ). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд №8

Из телесно-ориентированных техник : Хромотерапия - это наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии является нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Упражнения для релаксации на основе хромотерапии – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям положительных событий и ощущений - одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, а другие -  способны раздражать или даже угнетают.

Слайд №9

•      Следующий метод, тоже относящийся к арт-терапевтическим технологиям : музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

На занятиях использую такие приемы музыкотерапии как:

- прослушивание различных музыкальных произведений;

- пропевание специальных логопедических чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Слайд №10

Коллаж-это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.

В логопедии этот прием можно считать одним из методов не только познавательной, но и речевой активности. В процессе работы над составлением коллажей дети овладевают умением связно передавать содержание, овладевают диалогической речью, учатся сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению.

Слайд №11

И еще один ряд арт – терапевтических технологий, в которые входит – креативная игротерапия.

Например: игры с цветными крышками. С помощью этого наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваем мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры, которые включаю в занятия.

Слайд №12

Крупотерапия и песочная терапия-это методы сенсорной терапии, цель которых - развитие мотивации речевого общения, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, стабилизация эмоционального состояния, развитие творческих способностей, коррекция различных сторон речи.

 

Слайд №13

Игры с крупами - отличный и увлекательный вид игр с детьми, способствующий развитию мелкой моторики пальцев.

Какие крупы подойдут для игр?

Лучше начинать с манки-эта крупа чистая, мелкая, и если ребенок возьмет ее в рот, то ничего страшного не произойдет (подавиться или засунуть ее в нос или уши-сложно). Затем можно перейти на игры с кукурузной крупой и дальше использовать фасоль, рис, гречку.

Мы с детьми играем в «сухие бассейны» - это контейнеры, где-то по 9-10 литров каждый, которые наполнены разными видами круп. Ребенку предлагаю запустить в него руки, вместе с ним вожу по крупе руками, набирая то в один кулачек, то в другой. Так мы начинаем знакомство с крупой, учим  различать её по форме, размеру и на ощупь, играем в различные игры на занятиях.

Более подробнее, остановлюсь на методике – песочная терапия. Так -  как на мой взгляд, она является наиболее целесообразной и эффективной в коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет.

Слайд №14

Игры с песком - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Через игры с песком решаются многие задачи, а главное идет развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Слайд №15

Все игры с использованием песка, делятся на три направления:
1. Обучающие игры- направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Незаметно идет обучение чтению и письму.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие речи.

 

Слайд №16

Использование на занятиях - песочной терапии, несомненно, дает положительные результаты:

·        у детей, обучающихся на нашей группе, значительно возрос интерес к логопедическим занятиям;

·        дети чувствуют себя более успешными;

·        на занятиях нет места монотонности и скуке.

Слайд №17

На мой взгляд, использование игр, будь - то песок, крупа, какие - то камушки, ракушки, палочки, в общем различный природный материал, особенно в нашей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе.

Работу веду в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Стараюсь заинтересовать родителей, активно включить их в воспитательно - образовательный процесс группы. Хочется обрести в лице родителей помощников, союзников.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых форм работы помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а так же обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объеме.

Но нужно помнить, что современные, инновационные технологии, хороши не сами по себе, а лишь как дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология постановки речевого дыхания и т.д.)

Слайд №19

Большое спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Лиджиева Алена Васильевна учитель-логопед МКДОУ №28 Республика Калмыкия Г. Элиста Современные методы, инновационные технологии, в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда дошкольного учреждения . 1 часть

Слайд 2

это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности самого педагога. Современные методы, инновационные технологии-

Слайд 3

Необходимость внедрения инновационных технологий Повышение эффективности образовательного процесса Скорейшее достижение максимально возможных успехов Оптимизация процесса коррекции Создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного общего и речевого развития

Слайд 4

Современные инновационные технологии: Арт-терапевтические технологии Современные технологии сенсорного воспитания Современные технологии логопедического и пальцевого массажа криотерапия Телесно-ориентированные техники Информационные технологии «Су- Джок » терапия

Слайд 5

Метод использования компьютерных средств, который относится к информационным технологиям позволяет повысить интерес, мотивацию детей к занятиям, обеспечить незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной, дает возможность расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, так же возможность быстрого создания собственного дидактического материала, а за счет повышенного эмоционального тонуса, осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Слайд 6

Биоэнергопластика -это движение кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть и губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Слайд 7

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. О собенность методики-применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Слайд 8

Хромотерапия - это наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, а другие-раздражают, угнетают.

Слайд 9

Музыкотерапия -это лекарство, которое слушают. Музыкотерапевтическое направление работы способствует: Нормализации нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализации биоритма; Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; Стимуляции речевой функции; Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонаций); Формированию навыков словообразования; Формированию слоговой структуры слова; Стимуляции слухового восприятия ( активизации правополушарных функций); Улучшению общего состояния детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коллаж -это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре. Как правило это коллективная работа, и она позволяет одновременно решать ряд важных задач: -развитие творческих способностей -речевой активности -мышления

Слайд 2

Игры с цветными крышками . С помощью этого наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваем мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры.

Слайд 3

Крупотерапия и песочная терапия -это методы сенсорной терапии, цель которых-развитие мотивации речевого общения, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, стабилизация эмоционального состояния, развитие творческих способностей, коррекция различных сторон речи. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности, коррекция мелкой моторики рук, снятие мышечной напряженности, развитие самооценки и умения работать в коллективе.

Слайд 4

Игры с крупами

Слайд 5

Игры с песком - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Мы получаем возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком решаются многие задачи, а главное идет развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Слайд 6

2. Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира. 3. Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие речи. Все игры с использованием песочной терапии, делятся на три направления: 1. О бучающие игры -направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Незаметно идет обучение чтению и письму.

Слайд 7

Опыт работы показывает , что использование песочной терапии дает положительные результаты: -у детей значительно вырастает интерес к логопедическим занятиям -дети чувствуют себя более успешными -на занятии нет места монотонности и скуке.