Семинар в форме «круглого стола» по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Волкова Ольга Юрьевна

Семинар для родителей с целью повышения их педагогической компетениции о создании "речевой среды" в домашних условиях. В ходе семинара рассматриваются следующие вопросы: - значимость работы по развитию речи в домашних условиях; - понятие "речевая среда"; - требования к речи взрослых, окружающих ребёнка дома; - роль игр и упражнений пальчиковой гимнастики в становлении речи ребёнка; - рекомендации родителям по чтению художественной литературы в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol-razvitie_rechi.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

в форме «круглого стола»

по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи».

                                                              Подготовил:

                                                                          учитель-дефектолог

                                                                О. Ю. Волкова

Цель «круглого стола»: привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к активному взаимодействию по вопросам развития и воспитания детей.

Задачи:

 - раскрыть значимость работы по речевому развитию в домашних условиях;

- познакомить с понятием «речевая среда»;

- информировать родителей о требованиях к речи взрослых, окружающих ребёнка дома;

- разъяснить родителям роль разнообразных игр и упражнений с пальцами рук в становлении речи ребёнка;

- дать рекомендации родителям по чтению детям художественной литературы в домашних условиях.

Оборудование: листы бумаги, простые карандаши для каждого из присутствующих, коробка, контейнеры с фишками красного и жёлтого цвета.

Ход мероприятия.

  1. Вступительная часть.

Ведущий: - Уважаемые родители! Мы рады снова приветствовать вас на нашей встрече. Работа «круглого стола» сегодня посвящена нескольким вопросам. Предложенная форма работы позволяет не только выслушать выступающих педагогов, но и самим принять участие в обсуждении вопросов, высказать своё мнение, поделиться опытом.

Сначала немного теории. Учёными доказано, что каждый человек рождается лишь со способностью к речи. Способность эту необходимо развивать, развивать специальными средствами: общение детей со взрослыми и сверстниками, речевая среда, художественная литература. Огромное влияние на развитие речи оказывают разнообразные игры с пальчиками, т.к. доказано, что развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи.

  1. Основная часть.

Интерактивная игра «Играем в прилагательные».

Ведущий: - Как вы думаете, какой должна быть речь взрослых, окружающих ребёнка? Узнаем это с помощью игры!

    Присутствующие делятся на две команды. Каждой команде необходимо подобрать прилагательные, характеризующие речь взрослых, окружающих ребёнка. Команды проводят обсуждения и озвучивают подобранные прилагательные.

(Речь взрослых, окружающих ребёнка дома, должна быть содержательной, чёткой, неторопливой, грамматически правильной, выразительной, эмоционально насыщенной, достаточно громкой).

Игра-обсуждение «Запись на листах».

Ведущий: - В начале, когда озвучивались средства развития речи ребёнка, прозвучало такое понятие, как «речевая среда». Это и есть следующий вопрос: что такое речевая среда в домашних условиях? Перед вами лежат листы бумаги и карандаши, подумайте и запишите свой ответ на листе.

   (Ответы зачитываются и обобщаются).

Разминка «Наши руки не для скуки…»

Ведущий: - Уважаемые родители! А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Родители под руководством педагога выполняют упражнения пальчиковой гимнастики:)

   Для разминки я не случайно выбрала упражнения пальчиковой гимнастики. Так как речевые зоны коры головного мозга расположены очень близко к зонам, отвечающим за движения пальцев рук, разнообразные действия пальцами рук активизирует речевое развитие. В домашних условиях с детьми можно использовать разнообразные игры с пальчиками, шнуровку, мозаику, нанизывание бусинок, постройки из конструктора и многое другое. Не бойтесь придумывать эти игры сами, подключайте ваше воображение!

Диалог с родителями «Вопрос - ответ».

Ведущий: - Ещё один очень важный вопрос: чтение художественной литературы в домашних условиях.

Скажите:

- любит ли ваш ребёнок слушать читаемые рассказы, сказки, стихи?

- есть ли у него любимые произведения?

- как часто вы читаете своему ребёнку?

- как вы это делает (рассматриваете ли картинки, задаёте ли вопросы по прочитанному)?

- чему вы отдаёте предпочтение в чтении?

- нужно ли знакомить ребёнка с художественной литературой?

Ведущий: - Наша повседневная речь, конечно, отличается от речи художественной - она более проста и конкретна. Поэтому, именно произведения художественной литературы способствуют развитию речи, дают образец русского литературного языка. Из книги ребёнок узнаёт множество новых слов, образных выражений, сравнений. Художественная литература способствует формированию нравственных чувств, поведения.

Знакомя детей с художественными произведениями, необходимо учитывать определённые требования:

  • читать ребёнку младшего возраста можно не более 15 минут, затем его внимание рассеивается;
  • подбирать произведения нужно с учётом возраста ребёнка: чем младше ребёнок, тем проще по содержанию должно быть произведение;
  • ребёнок не может всегда быть только слушателем, необходимо побуждать его повторять за вами отдельные слова,предложения, эмоции, говорить о своих ощущениях, рассматривать картинки по ходу чтения;
  • во время чтения надо стараться передавать голосом характер героев и происходящей ситуации, их настрой (грусть, печаль, радость, злость и т. д.);
  • во время чтения необходимо сохранять зрительный контакт с ребёнком, чтобы он чувствовал, что вы читаете для него, и вы видели, какие чувства вызывает у ребёнка прочитанное.

Кроме необходимости читать произведения художественной литературы есть ещё одна «необходимость» - учить пересказывать прочитанное.

Предлагаю вам схему обучения пересказу:

  • в начале предлагается прослушать произведение без предупреждения о последующем пересказе (так как такая установка ограничивает внимание ребёнка, концентрирует на запоминании и мешает целостному восприятию произведения);
  •  после прочтения – беседа по содержанию, направленная на анализ и запоминание текста;
  • повторное чтение с предупреждением о последующем самостоятельном рассказе;
  • пересказ текста произведения ребёнком.
  1. Заключительная часть.

Подведение итогов работы «круглого стола».

Ведущий: - Дорогие родители, наша встреча подходит к концу. Благодарим вас за активное участие в нашем мероприятии и просим оценить его полезность. Если вам понравилось, положите в коробку жёлтую фишку, если нет, - красную.

- До свидания! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речи детей в условиях семьи в старшей группе, как средство повышения педагогической культуры родителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 г. Сызрани г.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразов...

Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Конспект нетрадиционного мероприятия для родителей, проводимого в форме круглого стола...

Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Форма проведения: семинар –практикумЦель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития де...

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...