Главные вкладки

    «Круглый стол» для родителей. Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    консультация

    ПЕТРЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

    «Круглый стол»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx21.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Круглый стол» для родителей. Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Звучит музыка

    Ведущий: Добрый вечер!

    Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

    Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

    Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

    Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

    (раздать каждому родителю).

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
    2. Общение ребёнка с другими детьми.
    3. Речь взрослого – образец для подражания.
    4. Развитие мелкой моторики рук.
    5. Чтение детской художественной литературы.
    6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

    Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

    Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

    Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

    (Предложить высказаться родителям)

    1. Воспитание звуковой культуры речи.
    2. Словарная работа.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Обучение рассказыванию – связная речь.

     «Острое блюдо» по Метеновой Н.М.

    (Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

    Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

    Вопросы:

    1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
    2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?
    3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

    Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

    Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети? (Высказывания родителей)

    Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

    Ведущий:А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина? (Высказывания родителей)

    -Отсутствие необходимых знаний.

    -Нет устойчивого интереса к чему-либо.

    -Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

    Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития? (Высказывания родителей)

    Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

    Ведущий: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком? (Высказывания родителей)

    Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

    Проблемная ситуация.

    В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

    Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

    Вопросы:

    Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

    Ведущий: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

    Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

    (Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

    Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

    (Предложить родителям высказаться.)

    Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

    (Предложить родителям высказаться.)

    Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

    Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

    Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

    Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Конспект нетрадиционного мероприятия для родителей, проводимого в форме круглого стола...

    Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Форма проведения: семинар –практикумЦель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития де...

    Круглый стол «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    День заботливых родителей по теме: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»...

    Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...