Главные вкладки

    Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
    проект по развитию речи на тему

    Панфёрова Наталия Михайловна

    В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

    Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx61.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему:

    «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

    Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

    Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

    Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан День заботливых родителей по теме:   «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Основная цель которого – укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

    Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: мастер-класс, тренинг, круглый стол, педагогическая площадка, выставка и др.

    Был составлен план мероприятий Дня заботливых родителей, который предусматривает участие детей и родителей всех возрастных групп.

    «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

    Краткое описание наглядной информации

    1. В холлах детского сада плакаты с крылатыми выражениями:

    • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
    • Речь – показатель ума. (Сенека.);
    • Каков ум, такова и речь;
    • Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;
    • Одно дело говорить, другое – говорить дело;
    • Речь вести – не лапти плести;
    • Речь красна слушанием.

    2. Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами»,  «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками», «Методические рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями» и др.

    3. Для мастер – класса: карточки со скороговорками.

    4. В родительских уголках информация: «Фонематический слух – основа правильной речи»; «А ваши дети произносят «р»?».  Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием, по проведению мимических упражнений с детьми, по словарной работе.  Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры и упражнения, игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи. Информация о способах игрового речевого общения с ребенком.

    Предварительная работа  КВН:

    • составление кроссвордов;
    • изготовление эмблем командам «Сказка», «Маска».

    Предварительная работа  круглого стола:

    • подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
    • подготовить игры и пособия по развитию речи;
    • по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.

    Предварительная работа  физкультурно-речевого досуга:

    • разучивание логоритмической гимнастики, игр и эстафет в совместной деятельности с дошкольниками;
    • разучивание стихов, закличек на спортивную тему;
    • рисование на тему "Моя семья", создание эмблем для команд во время образовательной деятельности «Художественное творчество»;
    • консультация для родителей "Движение – жизнь";
    • оформление стенда для родителей "Как организовать спортивный праздник с детьми дома";
    • беседы с детьми об Олимпиаде;
    • подготовка на роль Чебурашки ребенка.

    Подготовка оборудования для физкультурно – речевого досуга: эмблемы для команд, скамьи гимнастические (2 шт.), баскетбольные корзины (2 шт.), мячи большие (2 шт.), обручи малые (14 шт.) и большие (4 шт.), скакалки (2 шт.), конусы (4 шт.), карточки с цифрами (от 1 до 10), медали, грамоты.

    Подготовка материала к проведению КВНа:

    • кроссворды (по 2 для каждой команды);
    • цифры от 1-5 (для жюри);
    • эмблемы команд.

    Оборудование и наглядность круглого стола:

    • методическая литература по теме круглого стола, детская художественная литература, иллюстрации художников - сказочников;
    • игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
    • памятки для родителей.

    Ход мероприятия

    Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».

    Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка.

      Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

      Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:

     "Цепочка слов"

             Цель: обогащение словаря прилагательных.

    Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

    Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

    Воспитатель: Кошка, бывает какая?

    Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

    Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

    Родитель: Радуга, платье, телевизор...

    Воспитатель: Каким еще может быть платье?

    Родитель: Шелковым, новым, прямым...

    Воспитатель: Что еще может быть прямым?

    Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

      "Семейная олимпиада"

    Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    "Найди по цвету"

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

    Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

    Красное - яблоко, кресло, платье.

    Желтая - репа, краска, сумка.

    Синий - василек, баклажан, карандаш.

    "Выбери правильное слово"

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

    Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

    Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

    "Скажи наоборот"

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Для этой игры нам понадобится мяч.

    Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

    ДРУГ … ВРАГ

    ДЕНЬ … НОЧЬ

    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

    ЖАРА … ХОЛОД

    ЗЛО … ДОБРО

    ПРАВДА … ЛОЖЬ

    ХОРОШО … ПЛОХО

    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

    ВЫСОКО … НИЗКО

    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

    ТРУДНО … ЛЕГКО

    БЫСТРО … МЕДЛЕННО

    ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

    ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

    ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

    БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

    ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

             В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Играем всей семьей».

    Мастер – класс воспитателя «Мои пальчики расскажут»

    Воспитатель: Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

    Воспитатель предлагает родителям объединиться в пары и определиться, кто будет взрослым, а кто ребенком.

    «Рисуем стихи»

    Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А.Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

    «Мой мишка»

    Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

    Я рубашку сшила мишке.

    (Показывает мишку и гладит его.)

    Я сошью ему штанишки.

    (Показывает штанишки.)

    Надо к ним карман пришить

    (Показывает карман.)

    И платочек положить.

    (Вкладывает в карман платочек.)

    На плите сварилась каша.

    (Берет кастрюлю с плиты.)

    -Где большая ложка наша?

    (Ищет ложку.)

    Я тебе перед едой

    Руки вымою водой,

    («Моет» мишке лапки, вытирает и усаживает его за стол.)

    Повяжу тебе салфетку,

    (Завязывает салфетку.)

    Ешь котлетку, ешь конфетку,

    (Дает на тарелочке конфету.)

    Молоко свое допей

    («Поит» молоком.)

    И гулять пойдем скорей!

    (Берет мишку за лапку и идет гулять.)

    «Пальцы – дружная семья»

    Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

    Пальцы – дружная семья,

    Друг без друга им нельзя.

    (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

    Вот большой!

    А это – средний.

    Безымянный и последний –

    Наш мизинец, малышок!

    У-у-у! Указательный забыли.

    Чтобы пальцы дружно жили,

    (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

    Будем их соединять

    И движенья выполнять…

    (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

    Мы рога козы покажем

    (Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

    И рога оленя даже…

    (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

    «Ай, лады, лады, лады»

    Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

                                 ***

    Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

    Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

    Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

    Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

                              ***

    Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)

    На лесной опушке (хлопают в ладошки).

    Жили-были зайчики (показывают уши)

    В беленькой избушке (показывают домик).

    Мыли свои ушки (трут уши),

    Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),

    Наряжались зайчики (движения ладоней сверху вниз по туловищу),

    Надевали тапочки (показывают).

     

    Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок».

    Воспитатель:   Чем полезны скороговорки?

     Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

    Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

    Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

    Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

    Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

    Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

    Итак, проделывайте все пошагово:

    1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
    2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
    3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
    4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
    5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

    И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

    Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

     Педагогическая площадка

     Логопункт для родителей.

    Практикум с элементами тренинга

    «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

     

    1. Вступительная часть

    Воспитатель: Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

    Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

    У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

    Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

    Воспитатель: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика  – это  специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

    Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте познакомимся.

    Игра на знакомство: ребенок представляет свою маму и на первую букву имени называет прилагательное - характеристику мамы (напр., Даша-добрая и т.п.)

    Основная часть:

    Воспитатель: Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

    Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

    Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

    • Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

    Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
    Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

    Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
    Потянули - перестали. И нисколько не устали!

    • Упражнение «Слон».

    Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

    Подражаю я слону -
    Губы хоботом тяну.
    А теперь их отпускаю
    И на место возвращаю.

    • Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
    А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

    • Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
    • Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

    На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
    И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

    • Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

    Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

    • Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

    Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
    И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

    • Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

    Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
    И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

    • Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

    Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

    Язык иголочкой потом и потянем остриём.

    Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
    Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
    Скатываются зубки с горочки.

    4. Заключение:

    Воспитатель:Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить  дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?

    5. Упражнение «подарок».

    Детям и взрослым  раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшней встрече и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)

    Воспитатель:
    Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что  у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному 
    развитию речи.

     

    КВН для родителей старшей группы

    «Речевое развитие средствами театрализованной деятельности»

     

    Воспитатель представляет командам друг друга. Объявляет о том, что соревнуются команды «Сказка» и «Маска». Представляет членов жюри.

    «Разминка»

    Вопросы команде «Сказка»:

    1. Способность отчетливо произносить слова в речи (дикция)
    2. Перерыв, временная остановка в речи, музыке (пауза)
    3. Манера ходить, поступь (походка)
    4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? (слова)
    5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего (интонация)
    6. Чувство, душевное переживание (эмоция)

    Вопросы команде «Маска»:

    1. Движение рукой, что-то обозначающее (жест)
    2. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков (музыка)
    3. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме (движение)
    4. Специальный прибор для извлечения определенных звуков (инструмент)
    5. Особенности окраски звука у голоса, инструмента (тембр)
    6. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие (улыбка)

    Слово жюри.

    II этап

    «Что мы знаем о сказках?»

    1. Назовите зачин и концовку сказок, наиболее часто встречающиеся при рассказывании, чтении (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в старые -стародавние времена; было ли это, не было; как-то раз, решили и т. д. Стали они жить поживать, да добра наживать; тут и сказке конец, а кто слушал молодец; и я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; сказка туда, а я сюда; сказка на том берегу, а я – на этом; с неба три яблока упало: одно мне, другое тому, кого сказку рассказывал, а третье – тому, кто сказку слушал)

    1. Объясните значение слов:

    для 1-й команды:

    для 2-й команды:

    десница  (правая рука)

    уста (губы)

    чертог      (дворец)

    Очи (глаза)

    чело (лоб)

    длань (ладонь)

    челобитная (прошение)

     

    кафтан (верхняя мужская одежда)

    перст (палец)

    тягло (налог)

     Слово жюри

    1. 3.     Конкурс капитанов: «Реши кроссворд».
    • Слова на звук «К» - кино, книга, концерт, композитор
    • Слова на звук «А» - афиша, артист, антракт, аплодисменты

    Слово жюри

    1. Кроссворды для команд

    Театральные жанры – балет, опера, клоунада, оперетта, драма

    • Театральные профессии – драматург, гример, композитор, режиссер, суфлер, осветитель

    Слово жюри

    1. «Чьи это сказки?»
      Каждой команде предлагается вспомнить и назвать авторов сказок 
      (5-6 сказок)

    Слово жюри

    1. «Покажи сказку» - домашнее задание.

    Участники команды мимикой и жестами показывают отрывок любой сказки, а другая команда должна угадать, какая это сказка.

    Слово жюри

    1. «Сочини сказку»
      Участникам команд предлагается сочинить сказку

    Слово жюри: подведение итогов.

    Физкультурно-речевой досуг "Всей семьей на старт!"

     

     Воспитатель:

    Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в этом зале.

                         На спортивную площадку

                         Приглашаем всех сейчас!

                         Праздник спорта и здоровья

                         Начинается у нас!

                         Разрешите открыть наш праздник "Всей семьей на старт!".

    (Звучит "Песня Чебурашки", муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского, в зал ходит ребенок в костюме Чебурашки, в руках у него воздушные шарики, наполненные гелием.)

    Чебурашка:   Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мамы и папы! Вы меня, конечно, узнали! Скажите мне, какое большое спортивное событие было в 2010 году в Ванкувере? Правильно, Олимпиада. А в 2014 году Олимпиада прошла  у нас, в России, в городе Сочи. Вы хотите стать такими же ловкими и сильными, как наши олимпийцы? Я приготовил вам задания, они в этом конверте.

     (Чебурашка дает конверт с заданиями воспитателю.) 

    1-й ребенок: 

    Здоровье, сила, ловкость –

    Вот спорта пламенный завет!

    Покажем нашу дружбу, смелость.

    Семейным стартам шлем привет!

    2-й ребенок: 

    Чтобы в спорте первым быть,

    Спорт надо полюбить.

    Чтоб спортсменом мог каждый стать,

    Надо день зарядкой начинать!

    Чебурашка:   Давайте начнем наши соревнования с веселой зарядки.

    Комплекс общеразвивающих упражнений на стихи А. Барто "Зарядка"

    Воспитатель:

    По порядку стройся в ряд.

    На зарядку все подряд!

    (Ходьба обычная, с высоким подниманием колена, приставным шагом, 
    с выполнением заданий. Перестроение для общеразвивающих упражнений.)

    Левая, правая!

    Бегая, плавая,

    Мы растем смелыми,

    На солнце загорелыми.

    (И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – руки к плечам; на два – 
    руки вверх; на три – к плечам; на четыре – принять исходное положение, 
    повторить 5–6 раз.)

    Ноги наши быстрые,

    Метки наши выстрелы.

    (И. п.: основная стойка руки на поясе. На раз – отставить ногу вперед 
    на носок; на два – поднять ее вверх; на три – на носок; на четыре – принять исходное положение. То же другой ногой. Повторить 3–4 раза каждой ногой.)

    Крепки наши мускулы,

    И глаза нетусклые.

    (И. п.: ноги на ширине плеч. Руки вверх. На раз – наклон вперед, коснуться 
    руками пола – выдох; на два – исходное положение, вдох. Повторить 6–8 раз.)

    По порядку стройся в ряд.

    На зарядку все подряд!

    (И. п.: основная стойка, прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой 
    на месте. По 10 прыжков, повторить 3–4 раза.)

    Эстафета "Будь ловким"

    Участникам команд необходимо взять мяч, пройти по скамье, пропрыгать из обруча в обруч, бросить мяч в кольцо, забрать и бегом вернуться к своей команде. Выполняет ребенок, взрослый страхует. Жюри оценивает их броски, правильность выполнения и быстроту.

    Конкурс для мам "Кто дольше"

    Мамы под "Песенку Мамонтенка", муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего, крутят обруч на талии. Оценивается продолжительность упражнения.

    Чебурашка:   Пока жюри подводит итоги, предлагаю поиграть.

    Игра-аттракцион "Кто быстрее в обруч"

    На полу лежат обручи (на один меньше числа детей). Пока звучит песня "Чунга-Чанга", муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина, все двигаются, как только она останавливается – дети занимают обручи. Игра проводится 2–3 раза.

    Воспитатель:

    Жюри объявляет итоги первых двух конкурсов, а у нас задание для пап.

    Эстафета для пап "Пожарники"

    (Проводится под мелодию песни "Папа может", муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

    На некотором удалении от стартовой черты стоят два стула спинками друг к другу, под ними веревка. Выигрывает тот, кто первым добежит до стула, сядет на него и выдернет веревку.

    Эстафета "Дружная семейка"

    Первым бежит взрослый, добегает до ориентира, обегает его и возвращается к команде, где его за талию берет ребенок. Затем они бегут вдвоем и так до тех пор, пока вся команда не соберется в один "паровоз". Выигрывает команда, которая при выполнении задания сохранит целостность и придет к финишу первой.

    Семейный аттракцион "Групповой прыжок"

    Первым от отмеченной линии прыгает ребенок, затем от него прыгает мама, а от того места, до которого допрыгнула мама, совершает прыжок папа. Побеждает команда, чей общий прыжок длиннее.

    Эстафета "Собери словечко"

    Рядом со стартовой чертой приготовлены слоги: по-бе-да, ко-ман-да, за-ряд-ка. Первым бежит папа, берет первый слог, добегает до магнитной доски и прикрепляет его. Затем бежит ребенок, за ним – мама. Выигрывает команда, первой собравшая слово.

    (Жюри объявляет итоги.)

     Чебурашка:   Молодцы! Очень хорошие результаты показали вы и ваши родители! Вижу, что вы уже научились читать, и наши соревнования получились не только спортивными, но и очень дружными! Хочу наградить всех участников соревнований!

     (Чебурашка вручает всем участникам шоколадные медали.)

     Воспитатель:

    Вот и подошли к концу наши соревнования! Мы поздравляем победителей! Пусть в вашем доме всегда царят радость, веселье, бодрость и здоровый дух! Приглашаем вас в наш дружный хоровод!

     (Под музыку Е. Жигалкина "Большой хоровод" дети и взрослые водят хоровод.)

     

    Круглый стол

    Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» 

    Звучит музыка

    Ведущий:  Добрый вечер!

    Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

    Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

    Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
    Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

    Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

    Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

    Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

    Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор

    (раздать каждому родителю).

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

    2. Общение ребёнка с другими детьми.

    3. Речь взрослого – образец для подражания.

    4. Развитие мелкой моторики рук.

    5. Чтение детской художественной литературы.

    6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

    Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

    Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

    Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

    (Предложить высказаться родителям)

    1. Воспитание звуковой культуры речи.
    2. Словарная работа.
    3. Формирование грамматического строя речи.
    4. Обучение рассказыванию – связная речь.

     «Острое блюдо» 

    (Ведущий,  передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

    Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

    Вопросы:

    1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

    2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

             3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

    Ведущий:  Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

    Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.

    Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель: Отсутствие необходимых знаний.
    Нет устойчивого интереса к чему-либо.
    Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

    Ведущий: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

    Ведущий:  Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

    (Высказывания родителей)

    Воспитатель: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

    Проблемная ситуация.

    В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем,  хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

    Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали  к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

    Вопросы:

    Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

    Ведущий:  Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

    Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

    (Предложить родителям объединиться в небольшие группы).

    Ведущий: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

    (Предложить родителям высказаться.)

    Ведущий: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

    (Предложить родителям высказаться.)

    Воспитатель: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

    Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим  в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

    Ведущий:  Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

     

    7. Библиографический список

    1.Здериглазова Т. Театр скороговорок //журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48

    2.Метенова Н.М. Родителям о детях. 2009.43с.

    3.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.

    4.Ронина О.Л., Миронова Е.А. Логопедические досуги  в системе коррекционной деятельности ДОУ // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29

    5.Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70

    6.Справникова И.Н. Слово на ладошке // журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85

    7.Сухорукова С. Конспекты досугов по развитию речи // журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2006г. с 9-12

    8.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память// журнал «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62

    Приложение

    Памятка «Заучиваем стихи с малышами»

    Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

    Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

    • Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.
    • Сначала прочитайте два-три стихотворения.
    • Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.
    • Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.
    • Повторите все движения вместе с ребенком.
    • Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда  и текст легче запоминается.

    Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

    Приложение

     Скороговорки.

    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • Ехал Грека через реку,

              Видит Грека — в рeкe рак,

              Сунул Грека руку в pеку,

    Рак за руку Гpеку цап.

    • Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

    Пoлдвopа рылом из-pыла,

    Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

    На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

    • Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

     Надел кукушoнoк капюшoн,

     Как в капюшоне он смешон.

    • Бeлый снег. Бeлый мел.

    Бeлый сахар тожe бел.

    А вoт белка не бeла.

    Бeлой даже нe была.

    • Карл у Клары украл кораллы, 

    А Клара у Карла украла кларнет.

    • Расскажите про покупки 

    Про какие, про покупки 

    Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

    • Купили Валерику и Вареньке 

    Варежки и валенки.

    • Юлька-Юленька-юла, 

    Юлька юркая была, 

    Усидеть на месте Юлька 

    Ни минуты не могла.

    Приложение

     Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

    • Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
    • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
    • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
    • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
    • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

     

    Приложение

     Методические рекомендации логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями                                                 

    1. Покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендациям ПМПК);

    2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

    3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

    4. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

    5. Не давайте на одном занятии более 2-3 упражнений;

    6. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

    7. Не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

    8. Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

    9. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

    10. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

    11. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

    12. Согласовывайте с логопедом и воспитателями всю работу по воспитанию правильной речи;

    13. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

    14. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

    Приложение

    Кроссворды.

    1. Слова на звук «К»
    • Искусство рассказывать о событиях, историях на экране, на котором все движется (ответ: кино)
    • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человечек, а рассказывает (ответ: книга)
    • Исполнение музыкальных, вокальных, танцевальных номеров на сцене (ответ: концерт)
    • Автор музыкальных произведений (ответ: композитор)
    1. Театральные профессии
    • Кто пишет пьесы для постановок в театре? (ответ: драматург)
    • Работник театра, занимающийся гримом актеров (ответ: гример)
    • Кто пишет музыку к спектаклям? (ответ: композитор)
    • Главный руководитель постановки спектакля (ответ: режиссер)
    • Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления (ответ: суфлер)
    • Работник театра, отвечающий за освещение сцены (ответ: осветитель)

    Слово по вертикали: артист

    1. Слова на звук «А»
    • Объявление о спектакле (ответ: афиша)
    • Человек, выступающий на сцене как исполнитель произведений искусства (ответ: артист)
    • Перерыва между действиями спектакля или концерта (ответ: антракт)
    • Рукоплескания (ответ: аплодисменты)
    1. Театральные жанры
    • Театральное произведение, состоящее из танцев и мимических движений сопровождаемых музыкой (ответ: балет)
    • Музыкально-драматическое произведение, используемое в театре, где актеры поют (ответ: опера)
    • Цирковое сопровождение – представление с участием клоунов (ответ: клоунада)
    • Спектакль, в котором пение чередуется с разговором и танцами (ответ: оперетта)
    • Литературное произведение, предназначенное для исполнения актерами на сцене (ответ: драма)

    По вертикали: помещение (место) для зрелищ, спектаклей (ответ: театр)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

    Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

    Родительское собрание по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

    Форма проведения: семинар –практикумЦель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития де...

    Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...

    Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...