Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лариса Павловна Волкова

Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог:

Волкова Л.П.

Инновационный подход к традиционным формам работы с  семьей в рамках ФГОС

Инновационный подход к традиционным формам работы с  семьей в рамках ФГОС представляет собой новый уровень отношений родителей с педагогами и характеризуется тем, что в поддержании взаимодействия ДОУ с семьей должна преобладать активность семьи и проявление сознательной позиции через вносимые родителями идеи, ответственность за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

Такой уровень отношений можно выразить в виде формулы:

АКТИВНОСТЬ + ОСОЗНАННОСТЬ + САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ + КОМПЕТЕНЦИЯ

Все многообразие форм работы с семьей мы условно разделили на две большие подгруппы:

  1. Работа с семьей внутри детского сада
  2. Работа с семьей за пределами детского сада

Мы рассмотрим некоторые из традиционных форм работы с семьей внутри детского сада с точки зрения инновационного подхода в рамках ФГОС.

  1. Включение педагогами в занятия элементов беседы с взрослыми
  2. Проведение педагогических советов с участием родителей
  3. Организация интервью с родителями
  4. Телефоны доверия
  5. Посещение семьи
  6. Педагогические беседы с родителями
  7. Конференции с участием родителей
  8. Общие родительские собрания
  9. Эпизодическое привлечение родителей к посещениям ДОУ

1. Включение педагогами в занятия элементов беседы с взрослыми

Рекомендуется использовать компетентность родителей в каких-то вопросах (например, при ознакомлении с профессиями) или наоборот стимулировать детей рассказать гостю новое, что дети узнали.

2. Проведение педагогических советов с участием родителей

Эта форма позволяет привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания ребенка в семье. Родители могут выступать в качестве экспертов и критиков.

3. Организация интервью с родителями

Эта форма дает педагогу возможность установить не только соответствующую атмосферу в общении с родителями, но и обратную связь, когда ДОУ при принятии управленческих решений учитывает мнение родителей.

4. Телефон доверия

Позволяет родителям задавать любые интересующие вопросы и устно и письменно. Инновационный подход к этой форме работы предполагает реализацию принципа равноправности:

Родители спрашивают – педагог отвечает,

Педагог спрашивает – родители отвечают

На этой основе совместно планируется общая деятельность

5. Посещение семьи

Кроме того, что педагог знакомится с условиями жизни и воспитания своих подопечных на дому, необходима активизация родителей при непосредственном их участии в данном процессе взаимопосещений.

6. Педагогические беседы с родителями

Эффективность бесед может быть повышена при их целевом характере, то есть по запросу родителей, внесении в содержание бесед элементов дискуссии, проблем.

К организации педагогических бесед нужно привлекать родителей.

Сюда могут быть включены:

  • тематические рекомендации;
  • собрания-встречи;
  • круглый стол.

Где обсуждаются актуальные проблемы воспитания с привлечением специалистов. На заседания приглашают родителей, выразивших желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами.

Эффективность их повысится, если педагог применит такие активизирующие методики, как:

  1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей. Помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций.
  2. Игры, моделирующие проблемы и их решение в триаде РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ.
  3. Совместные действия, основанные на совместном выполнении родителями и педагогом действий, заданий.

7. Конференции с участием родителей

Инновационный подход предполагает не только обобщение и распространение опыта семейного воспитания, но и моделирование и проигрывание жизненных ситуаций, что дает возможность родителям накапливать знания в области воспитания и будет способствовать установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

8. Общие родительские собрания

Эта форма при инновационном подходе позволяет решать не только организационные вопросы, касающиеся работы всего дошкольного учреждения, но и включать:

  • элементы тренинга,
  • мастер-классы,
  • семинары,
  • видеопрезентации,
  • показ  видеозаписей, сделанных на занятиях.

Работая по такой схеме, за короткое время можно добиться от родителей хороших результатов, основанных на их активности и заинтересованности.

9. Эпизодическое привлечение родителей к посещению ДОУ

При условии, что такие посещения связываются с постановкой перед родителями конкретных задач. Например:

  • наблюдение за поведением своего ребенка,
  • наблюдение за играми детей и отношениями между сверстниками,
  • ознакомлением с бытовыми условиями группы детского сада,
  • организация совместных с детьми экскурсий, прогулок,
  • привлечение родителей к проведению праздников и развлечений.

Вывод:

Инновационный подход к традиционным формам работы с семьей в рамках ФГОС подразумевает кроме информационной составляющей, когда родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, об услугах, оказываемых специалистами, еще и активное включение родителей в различные виды деятельности (о чем было сказано выше).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Инновационный потенциал традиционных форм работы с позицией компетентного подхода.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...

Консультация для воспитателей «Детский сад-семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода»

Все многообразие форм работы условно разделим на две большие подгруппы:1) Работа с семьей внутри детского сада2) Работа с семьей за пределами детского сада.Всем хорошо известна первая группа, но мало ...

Традиционные формы работы с семьей в ДОУ

Традиционные формы работы с семьей в ДОУ...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Традиционные и не традиционные формы работы учителя логопеда в ДОУ.

Разнообразие  форм работы учителя логопеда в ДОУ....