Работа учителя-логопеда по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Создание условий, необходимых для качественного образования детей с ОВЗ ложится на плечи всего коллектива и в, частности,  на воспитателей, которые должны владеть знаниями особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ. Одним из направлений работы в ДОУ является профилактика речевых нарушений у дошкольников и включает в себя работу учителя-логопеда с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_imts.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя – логопеда по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский.

С внедрением федерального государственного образовательного стандарта в деятельность дошкольных образовательных учреждений в центре внимания оказалась проблема обеспечения результативного сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами ДОУ, которая направленна:

- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

- коррекцию его психофизических недостатков;

- актуальное включение в окружающую социальную среду;

- подготовку к школьному обучению.

Согласно Закону «Об образовании РФ», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка можно при реализации инклюзивного образования, что отражено в ФГОС ДО.

Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде.

Сегодня, в условиях все большего распространения и признания инклюзивного образования, ведущая роль в оказании помощи ребенку по освоению образовательной программы принадлежит специалистам – учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам.

Они обеспечивают коррекцию отклонений в развитии ребенка и оказывают поддержку воспитателям в адаптации программ, в создании условий для полноценного участия всех детей в жизни детского сада, а также включению родителей в образовательный процесс.

Создание условий, необходимых для качественного и доступного образования детей с ОВЗ ложится на плечи всего педагогического коллектива, и, в частности, на плечи воспитателей, которые должны владеть знаниями особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ и умениями вовлечь родителей в образовательный процесс.

Одним из направлений логопедической работы в нашем детском саду является профилактика речевых нарушений у дошкольников, включающая в себя работу с педагогами.

Перед нами, как логопедами, стоит задача:

Выбор наиболее оптимальных форм взаимодействия учителя – логопеда и педагогов, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи дошкольников.

Профессиональная компетентность воспитателя по вопросам развития речи дошкольников включает в себя научную и методическую подготовленность, а также профессиональные умения и навыки.

В настоящее время существует проблема: необходимость повышения качества речевого развития детей, с одной стороны, и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в плане речевого развития, с другой.

Поэтому нами планомерно ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов нашего детского сада.

Уровень подготовленности воспитателей можно условно разделить на 3 группы:

  • начинающие молодые воспитатели, имеющие минимальный уровень компетентности, начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся с профессией и адаптирующиеся в ней, имеющие критический уровень профессиональной компетентности по вопросам развития речи дошкольников,
  • педагоги, имеющие опыт работы, осознающие свои слабые и сильные стороны, совершенствующие свои умения, имеющие достаточный уровень методической и профессиональной подготовленности и критический уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников,
  • педагоги с достаточным опытом работы, владеющие профессией, у которых выработан стиль профессиональной деятельности, имеющие оптимальный уровень методической и профессиональной подготовленности и достаточный уровень научной подготовленности по вопросам развития речи дошкольников.

Исходя из этого, нами были разработаны и внедрены различные формы методической работы с педагогами, которые разделены на фронтальные,  подгрупповые  и индивидуальные.

Эта дифференциация позволила грамотно спланировать консультативную работу с педагогическим коллективом.

На наш взгляд наиболее продуктивной формой фронтальной работы являются семинары – практикумы.

Как показала практика, такая форма более эффективна, так как позволяет рассмотреть большее количество вопросов и активизирует деятельность педагогов; объединяет воспитателей с учетом уровня их педагогической компетентности, стажа работы, возраста воспитанников. Проведенные семинары – практикумы  «Чистая речь - слаще меда», «Использование  мнемотехники в обучении детей связной речи», «Игры и игровые приемы для формирования речевого дыхания», «Речевой этикет – профессиональное качество педагогов» и др. способствуют тому, что педагоги обмениваются  опытом, высказывают свое суждение, не боясь его ошибочности, и приходят к правильному пониманию и решению проблемы.

Так же на семинарах и семинарах-практикумах обсуждаем проблемы, знакомим с новинками литературы и передовым опытом по этому вопросу, выполняем практические задания, осваиваем элементы техники педагогического труда, наблюдаем за работой своих коллег

Мы считаем, что одним из наиболее эффективных приемов обучения и воспитания, является мастер – класс, как особый жанр обобщения педагогического опыта. В нашем детском саду данная форма имеет широкое распространение.

Нами, учителями-логопедами, для педагогов нашего учреждения регулярно проводятся мастер – классы: «Использование игр и игровых упражнений для развития всех сторон речи дошкольников», «Монтессори – материал в помощь педагогам – дошкольникам», «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями речи», «Методические и дидактические пособия в работе с детьми раннего возраста». Эта форма работы интересна тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны ведущего.

Для обучения педагогов таким формам работы как артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, автоматизация поставленных звуков в нашем саду проводятся различные тренинги, как групповые, так и подгрупповые, на которых педагоги  с удовольствием занимаются.

Одна из форм работы, расширяющей  границы профессиональной деятельности педагога и создающей предпосылки для повышения его статуса – это проведение выставок игр и пособий, изготовленных воспитателями по теме развития речи детей. Данная форма работы проводится согласно годовому плану МБДОУ.

У нас внедрено новаторское движение «Школа молодого педагога» как одна из форм повышения мастерства начинающих специалистов.

Его цель: Помочь молодым и неопытным воспитателям овладеть педагогическим мастерством и повысить его уровень.

Мы, учителя-логопеды, как опытные педагоги, являемся активными участниками этого движения. Работая с молодыми и неопытными по развитию речи с детьми.

Из разнообразных форм методической работы в нашем детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма как консультирование педагогов (консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.). Их темы продиктованы годовыми задачами работы всего коллектива, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. Основные консультации планируются в годовом плане ДОУ, отдельные проводятся по мере необходимости. Используя разные методы при проведении консультации, мы стремимся не просто передать знания педагогам, но и стараемся сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Кроме классического проведения консультаций в виде выступления, дискуссий, используем и другие активные методы консультирования:

–Экспресс-консультация. Для проведения предлагаются разные задания:

- из нескольких ответов, записанных после вопроса, выбрать правильные.

- по фотографии определить правильность организации детей на различных занятиях, в играх.

- показать отдельные упражнения, движения.

- принять участие в аукционе загадок, считалок, игр, упражнений

При проведении консультации мы предусматриваем элементы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос.

Такая система методических мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация и проведение, формирует активную позицию воспитателя, расширяет профессиональные интересы, способствует развитию поисково-творческой деятельности, принятию оптимальных решений, проявлению инициативы, росту потребности в повышении квалификации и самостоятельности.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и воспитатели действуют согласованно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

Информационно – коммуникационные технологии в работе учителя – логопеда как средство повышения профессиональной компетентности

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в развитии и обучении способствует росту требований к уровню его профессиональной компет...

Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»

Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...