Профессиональное самосознание педагогов (тренинг для работников дошкольного образования)
творческая работа учащихся по коррекционной педагогике на тему

   Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующего по УВР  и других специалистов ДОУ работать сообща, использовать знания и способности каждого является необходимым условием для решения насущных задач дошкольных учреждений.

Тема: «Профессиональное самосознание педагогов»

Задачи мероприятия:

1.     Осуществить совместный поиск резервов для более эффективной работы, выделить причины возможных или существующих профессиональных проблем.

2.     Расширить представления педагогов  и специалистов (музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, учителя-логопеды, старшие воспитатели) дошкольного учреждения о методах  повышения профессионального самосознания.

3.     Способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samosoznanie_pedagogov.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессиональное самосознание педагогов»

Задачи мероприятия:

  1. Осуществить совместный поиск резервов для более эффективной работы, выделить причины возможных или существующих профессиональных проблем.
  2. Расширить представления педагогов  и специалистов (музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, учителя-логопеды, старшие воспитатели) дошкольного учреждения о методах  повышения профессионального самосознания.
  3. Способствовать профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Материалы:   схема   «Компоненты   профессионального    самосознания»

(1 большая, 4 маленьких), карточки из картона 4 цветов (на каждого участника по одной штуке), 8 листов А4, доска для фиксации результатов группового обсуждения, памятки: «Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога», «Методы формирования профессионального самосознания», карточки с метафорическими образами, 4 маркера.

    Ход мероприятия:

1.Разминка «Я счастлива, что хожу на работу»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: А я счастлива от того, что хожу на работу». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «а я тоже», третий: «а я учусь у…» (называет имя любого участника). Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет одну из причин, по которой он хочет ходить на работу. Затем все повторяется по той же схеме.

2.Ведущий (информация по теме):

Современная образовательная система большое внимание уделяет личностному потенциалу педагога. Важнейшим личностным образованием является самосознание, составной компонент которого в сфере профессиональной деятельности -  профессиональное самосознание.

Выделяют три составных компонента профессионального самосознания:

  • Осознание человеком профессиональных требований;
  • Осознание своих возможностей;
  • Эмоциональное отношение к себе как к субъекту  профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание начинает формироваться с момента определения будущей профессии и по мере роста профессионализма меняется. Зачастую оно складывается стихийно, однако большинство специалистов отмечают , что требуется отдельная работа по его развитию и формированию.

3.Групповая работа: «причины низкого самосознания педагогов»

  • Разделение на группы

Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на 4 группы.

Я прошу специалистов ДОУ подойти ко мне и взять себе по одной карточке, воспитатели сделают то же самое. Теперь все вместе (специалисты и педагоги) объединитесь в группы по цвету карточек.

  • Групповая работа

Нам необходимо выявить наиболее часто встерчающиеся причины низкого самосознания педагогов; отсутствия работать на результат.

    Вы в течение 7 минут будете общаться в своих группах, делиться мыслями друг с другом. Обратите внимание на то, что формулировка не должна быть слишком общей, например «маленький стаж работы», постарайтесь назвать конкретные причины. Теперь, когда выявлены несколько причин низкого самосознания педагогов, вычеркните из своего списка то, что не зависит от нас, и оставьте только те причины, с которыми мы как специалисты в своей области можем работать и попытаться устранить.

  • Презентация результатов

Вывод: Мы только что общими усилиями выявили область нашей с вами совместной работы по развитию профессионального самосознания педагогов.

  • Раздача памятки «Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога»

Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является  его профессиональная позиция, которая может зависеть от возраста, педагогического стажа и самооценки. Использование позитивных моментов, характеризующих тот или иной этап профессионального становления, будет способствовать созданию наиболее комфортных условий жизнедеятельности в ДОУ.

Ведущий

4.Упражнение  «Подкрепление»

А сейчас мы с вами попробуем найти механизмы, способы повышения самосознания педагогов. Предлагаю выполнить следующее упражнение. Двоим желающим нужно выйти за дверь.  (В это время остальным дается инструкция). Нужно задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах. Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называют на прямую, а ответы-уточнения носят завуалированный характер. Во-вторых, необходимо выполнить условие: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов).

Групповое обсуждение

Вывод: У педагога на основе представления о себе, мнения коллег, руководства, отношения воспитанников постепенно складывается устойчивая Я-концепция, придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. Наиболее важным является формирование положительной самооценки в целом. У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы в целом. Но даже положительная оценка должна быть уместной. Педагога не нужно всегда только хвалить, важно почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно ему необходимы.

5.Упражнение «Часы»

Упражнение направлено на поддержание работоспособности. Участники – не менее 12 человек – сидят в кругу.

Давайте немного отдохнем. Представим, что все мы – одни большие часы с часовой и минутной стрелкой и цифрами на них. Давайие распределим цифры на наших часах…Я буду называть любое время. Тот (та пара), чья цифра соответствует названному часу, должен быстро хлопнуть в ладоши; тот (та пара), чья цифра соответствует названной минуте, - сказать «бом». Если часы показывают время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, то одна и таже пара сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». (Называет время: 8:30, 23:35, 15:20, 12:00, 14:25, 22:45, 1:05)

6.Информация по теме «Методы формирования профессионального самосознания»

В процессе формирования профессионального самосознания педагогов большое  значение отводится двум группам методов. Это личностные  и инструментальные методы (раздача памяток по теме). В предложенных вам памятках перечислены их названия, на что направлены эти методы, что является итогом применения методов каждой группы.

7.Упражнение «Метафора на себя»

Ведущий

Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое поможет немного расширить наши представления о различных сторонах педагогической деятельности. Вам предлагается охарактеризовать себя в профессиональной деятельности через любой метафорический образ, отражающий вашу сущность, то, как вы себя понимаете и чувствуете. Нужно выразить это в нескольких фразах. Тем, у кого возникают затруднения в выборе, предлагаются карточки, на которых записаны метафорические образы.  (Ведущий раздает карточки желающим).

   Итак, сядьте спокойно, можно закрыть глаза. Постарайтесь увидеть свой или предложенный вам метафорический образ, перенести его на себя. Представьте, что  или кто вы, что вам хочется, что вы делаете, как к вам относятся. В нескольких фразах охарактеризуйте себя в профессиональной деятельности через этот образ. Можно записать мысли на листе бумаги. Юмор приветствуется. А теперь я попрошу каждого из вас представить нам свой метафорический образ и кратко рассказать о нем.

Вывод: Данное упражнение помогает расширить наше профессиональное сознание, лучше понять себя.

8.Упражнение «Я – подарок для своего детского сада»

Ведущий

Одной из причин снижения профессионального самосознания является  эмоциональное выгорание педагогов, которое может привести к снижению самооценки, уверенности в себе.  Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для своего родного детского сада. Аргументируйте свой ответ, начав фразой: «Я подарок для своего детского сада, так как я…»

9.Групповая работа: «Формула успешности»

Ведущий

Чтобы у человека повысилось профессиональное самосознание, он должен ощущать себя успешным в своей профессии. Давайте попробуем  вывести формулу успешности педагога. Подумайте, из каких составляющих складывается его успешность? Какие компоненты можно сложить, преумножить, возвести в степень? Какие характеристики нужно вычесть? А затем в своих группах совместными усилиями выведите формулу успешности, знаки и компоненты которой предложите сами.

10.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Педагогический совет: "Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования"

Цель: оценка роли инновационной деятельности педагогами, как важнейшего фактора повышения качества образования при реализации ФГОС дошкольного образования....

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Профессиональный рост педагогов – фактор улучшения качества дошкольного образования»

Повышение  качества  дошкольного  образования  находится  в  прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования  образования рад...

Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».

Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию  у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...