Развитие речи детей с ОВЗ с помощью кодированных пальцев рук
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Абдураимова Наталья Викторовна

Практическая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_abduraimova.docx498.94 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\image.jpg

Развитие речи детей с ОВЗ с помощью кодированных пальцев рук.

  «Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли».  

                                                                                                            В. А. Сухомлинский.

Учитель – логопед

Абдураимова Наталья Викторовна  

Основной целью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. 

     В последние годы  резко увеличилось количество безречевых детей. Речь у дошкольников не развивается вплоть до 6 лет и даже под воздействием коррекционно-логопедической работы она формируется крайне медленно. Эти дети с трудом повторяют простые слоги, а при отражённом произнесении слова по слогам, забывают каждый последующий слог даже в двусложных словах.

     Проблемы в обучении  безречевых детей требуют от логопедов применения в работе новых  технологий и методик.

В связи с вышеизложенным мной была  использована в практической деятельности методика формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук».

     Для использования методики формирования первичных произносительных умений и навыков у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» важно использовать:

  • игровые технологии;
  •  яркая красочная наглядность;
  •  установление между педагогом и ребенком психологического контакта;
  •  разучивание педагогом и ребенком кодированных движений пальцев рук в сочетании с гласными звуками;

   

И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.

   

 Для формирования первичных произносительных умений у безречевых детей «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук», предполагающую сочетание произношения слов по слогам с кодированными движениями пальцев рук на гласные звуки. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по  слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове.

 Общеизвестно, что наглядно-действенное мышление у детей с ТНР выступает как наиболее сохранный вид мышления, обеспечивающий реализацию компенсаторных возможностей их психического развития.  Ребёнок проще понимает осознаёт структуру слова, подкреплённую кодированными движениями пальцев рук.  

Сначала ребенок совместно с логопедом изучает движения совершаемые пальцами рук и губ при произнесении каждого отдельно взятого гласного звука.

Кодирование движений

Звук [а] – широко расставленные пальцы руки и широко раскрытый рот.

Звук [о] – соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо и округление губ «бубликом».

Звук [у] – соединение всех пальцев руки в щепоть с одновременным их выпрямлением и вытягивание губ «хоботком».

Звук [и] – широко расставленные большой и указательный пальцев с одновременно прижатыми к ладони остальными пальцами руки и растягивание губ

Звук [ы] – широко расставленные большой и все остальные пальцы руки и растягивание губ, расстояние между зубами шире, чем при звуке [и].

Звук [э] – пальцы соединены вместе и выпрямлены, рука ладонью вверх движется в направлении от подбородка, нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев.

                             

При первоначальном произнесении слова ребёнок проговаривает его сопряжено с учителем-логопедом по слогам, наблюдая артикуляцию педагога и сопровождая свою речь движениями пальцев рук, имитирующими артикуляцию гласного звука каждого слога. Далее обучающийся произносит данное слово отражённо, взрослый лишь показывает беззвучную артикуляцию и кодированные движения пальцев рук. После того, как ребёнок запомнит правильное произнесение слова, он самостоятельно произносит  слово. Например, при произнесении слова сова, на первый слог со ребенок округляет губы «бубликом», большой и указательный пальцы соединяет в колечки с одновременным проговариванием данного слога. Округление губ представляет собой правильную артикуляцию звука [о], а соединение большого и указательного пальцев руки в кольцо, как бы повторяет движение губ. Затем ребенок широко расставляет пальцы руки, широко раскрывает рот, что символизирует звук [а] и произносит второй слог – ха. Для того, чтобы ребенок не ошибся с количеством слогов в слове, произнесение слова осуществляется с опорой на слоговую схему слова.

Таким же образом проговариваются короткие предложения из 2 – 3 слов. При произнесении предложений возможно сочетание данной методики и мнемотехники.

Эта методика на:

  • формирование первичных произносительных умений;
  •  коррекцию слоговой структуры слова и голоса;
  •  развитие слухового и зрительного восприятия и памяти у  детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени.

                                     

                                            Результативность:

  • Проанализировав результаты логопедического обследования,  можно сделать вывод, что под воздействием коррекционно-логопедической работы с использованием методики «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук» у  детей, ранее не имевших вербальных средств общения:
  • появляется  речь;
  • Дети учатся произносить многие слова и предложения;
  • речь занимает  у них ведущие позиции в общении со сверстниками и взрослыми.

C:\Users\admin\Desktop\фото к стенд докладу\20171227_165652.jpgC:\Users\admin\Desktop\фот\20171227_164912.jpg

                                                          СО-ВА

Филин картинки для детей

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=eba9e2d7221a3097a596cdd9947c4589-34-144&n=21РЕЧЕНЬКА Логопедическая мозаика

                                                                                                         

i1307991092_31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи игр с песком

Статья о нашей работе по развитию речи детей при помощи игр с песком....

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...

Консультация для родителей " Развитии речи детей дошкольного возраста с помощью сказки"

    Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать несколько рекомендаций по грамотному содействию восп...

Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Составим речь по кирпичику, или развитие речи детей с ТНР с помощью Лего-технологии»

laquo;Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес.Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладеваетогромным богатством»....