Интерактивное сопровождение музыкальным руководителем и педагогом-логопедом психолого-педагогического процесса в ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

Ханеева Светлана Юльевна

Предоставленный материал  отвечает на вопросы, связанные  с  совместной работой специалистов  -педагога- логопеда и музыкального руководителя  по коррекции  отклонений в. речи у дошкольников .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интерактивное сопровождение музыкальным руководителем и учителем - логопедом психолого- педагогического процесса  в дошкольной образовательной организации

Мастер- класс Ханеевой С.Ю  

Актуальность проблемы.

В наше время, к сожалению, все больше рождается малышей с патологиями в развитии. Дети, посещающие детский сад, нередко имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, с заболеваниями внутренних органов, нарушения зрения, велика доля детей с замедленным развитием психических процессов и, как следствие, нарушением речи. Статистика на сегодняшний день неутешительна. Около 70% обследованных логопедами детей, имеют нарушения речи различной степени тяжести, обусловленные неврологическими патологиями. В  последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально- волевой незрелости. Даже незначительные неврологические дисфункции сказываются на нарушениях регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных  движений пальцев рук. У большинства дошкольников этой группы отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой  координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем.  Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

 Комплексный подход в решении данной проблемы с использованием логоритмики и элементов лечебной физкультуры содействует осуществлению тщательной коррекции и профилактике проблем в будущем.В современном понимании   логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений и сочетании с музыкой и словом (Г.А.Волкова)

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. Логоритмика – это единство музыки, слова и движения. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку. 

 С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.  Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Смена приоритетов в системе образования, в том числе дошкольного, переориентация с репродуктивной на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требуют поиска подходов к разработке инновационных педагогических технологий 

 Инновационная направленность Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии  музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.

Целью логоритмических воздействий является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом   и   музыкой.                                                                                          Целью нашей работы  является помощь в оздоровлении детей,которую мы можем оказать в условиях обычного детского сада.                                                           Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.  

           Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает  решать и чисто музыкальные задачи:

  • Развитие ритмического слуха;
  •  Развитие тембрового  слуха;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • Формирование правильного дыхания;
  • Формирование навыков правильного пения.

Задачи логоритмического воздействия можно выделить следующие:

-Развитие слухового внимания;

-Развитие музыкального, тембрового, динамического слуха;

-Развитие фонематического слуха;

-Развитие временно- пространственных представлений;

-Развитие общей и мелкой моторики.

На занятиях соблюдаются основные дидактические  принципы обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.                                                                                                                 Совместные логоритмические  занятия музыкального руководителя и логопеда проводятся не реже одного раза в неделю .Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель  сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей, отрабатывает ритмическую структуру слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков в результате чего обогащается словарь детей. Этапы работы 1)Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;

2)разработать на этой основе тематику занятий и их содержание;

3)провести  диагностику  обследования музыкального, психомоторного и речевого развития детей, привлекая для этой работы психолога, логопеда, воспитателя;                                                                                              4)структурировать календарно-тематическое планирование музыкальных занятий для старшей группы таким образом, чтобы на каждом присутствовали  элементы логоритмики, не нарушающие общей структуры занятий;

5)составить тематический план каждого занятия с учетом развития данной группы,

6)подобрать музыкальный и логоритмический   материал к каждому занятию, согласовать и скорректировать темы с воспитателем;

7)согласовать  содержание занятий  с  программным  материалом   занятий  физической  культуры,  логопедических  занятий.                                        8)  Проводить  консультации  для  воспитателей, родителей, готовить выступления по проблемам развития речи детей на  педагогических советах, методических  объединениях .                                                                            Ожидаемые результаты.                                                                       Систематическое включение в  музыкальные  занятия элементов логоритмики позволило:                                                                                                              -положительно воздействовать на эмоционально-волевую сферу;                                       -развивать ребенка физически,                                                                                                       -способствовать  развитию речи посредством  устранения речевых нарушений;                                                                                                                                  -нормализовать дыхание;                                                                                                                     -повысить самооценку,                                                                                       --совершенствовать связную речь в целом.

Условие эффективности логоритмического занятия – правильно подобранные и выстроенные музыкальные развивающие занятия, основу которых составляют следующие виды музыкальной деятельности:                                            - пение;                                                                                                                        - слушание;                                                                                                                         -  музыкальные ритмические движения;                                                                                               -игра на музыкальных инструментах;                                                                                                                Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

       Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.    Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов.            Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

Музыкальное воспитание в   нашем детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работ; знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» как основного документа, в котором, в частности, изложен объем навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы; совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в дошкольном учреждении: учителями-логопедами, психологами, воспитателем по физической культуре, медицинскими работниками, социальными педагогами; направленность видов деятельности и форм работы на  укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния; осуществление системного подхода при выборе музыкального материала, методических приемов, методов, форм;  Главный  принцип - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.  

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-й половине дня);занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20-35 минут в зависимости от возраста детей;занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы;содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;Планировать погрупповую работу: для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости: для детей с низким уровнем моторики – точности, четкости, последовательности.Нагрузку в течение занятия распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.Содержание двигательного и речевого материала варьировать в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки. Затем на этой основе строится речевая работа. Первый, подготовительный период работы  наиболее сложный как в плане решения организационных задач, так и в подборе музыкального и речевого материала я расспрашиваю детей о любимых ими сказочных героях, о детских песнях, стихах.   На занятии важно поощрять  даже  самые незначительные успехи детей в совместном исполнении песни, хоровода, танца.

На этом этапе главная моя задача подружиться с детьми, понравиться им, чтобы они с желанием приходили в музыкальный зал. Я стараюсь на каждом занятии проводить игры с именами для того, чтобы лучше познакомиться с детьми. Сначала мы садимся в кружок и, передавая,  друг другу мяч проговариваем свои имена, затем  передаем свои имена друг другу в ладошках («дарим»), отстукиваем, отхлопываем, проигрываем на различных музыкальных инструментах. Большое место на музыкально-ритмических занятиях отвожу играм и упражнениям на развитие слухового внимания. Упражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую бежать. Или: на звучание в низком регистре идти, подражая медведям, на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок», на высокие звуки прыгать как «зайчики». Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти начинается от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек к последующему целостному, осознанному восприятию музыкальных  произведений, к дифференцированному восприятию высоты звука, ритма, динамики музыки.  С этой целью можно предложить несколько дидактических игр: «Угадай, что звучит?», «Как и где звенит колокольчик?», «Эхо». Сначала мы слушаем тишину. Ведь тишина не бывает абсолютной. Обычно все замолкают и слушают тишину после какого-нибудь сигнала. Например, звона колокольчика. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал, кто более внимателен. Затем мы учимся слушать разницу в  звуках и называть звуки-глухие, звонкие, тихие, громкие, короткие, долгие, высокие, низкие. Вношу в этот процесс игровой момент. В результате постоянного использования подобных игр для детей становится естественным точно заканчивать движение с окончанием музыки и после ходьбы или бега, и в упражнениях, выполняемых на месте. Для того чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираю музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Используя разные методы и  приемы, учу детей различать музыкальные произведения контрастные по характеру. Например, в начале года в старшей группе слушаем пьесы «Ученый медведь», муз. А. Николаева и «Воробышек» К. Друшкевичева. Сообщив название пьесы, предлагаю детям представить, какие средства выразительности должен подобрать композитор для этого сочинения». Дети должны назвать регистр, динамику, темп. «Медведь, какой? Большой, грузный, ходит медленно. Вот и музыка звучит так же. А воробышек? Маленький, юркий, быстрый. И музыка про него рассказывает так же». На следующих этапах предлагаю детям изобразить медведя и воробышка..

 В дальнейшем учимся различать марш, колыбельную, польку, вальс, а затем контрастные части одного и того же произведения.  Обязательно вношу в слушание игровые моменты. Здесь кроме задач по слушанию музыки (форма, характер, изобразительность, выразительные средства) решаются задачи на развитие лицевой моторики, тонких мышц пальцев рук. Например, предлагаю сделать руки вялыми «как кисель», «как лапша». Или сравниваю расслабленное тело ребенка с тряпичной куклой. Каждому упражнению дается образное название: «Олени», «Заводные куклы», «Фея сна», «Шалтай-Болтай», «Факиры», «Цветы завяли» и др.( Чистякова, Волкова).  Вот упражнение «Заводные  игрушки» (пьеса «Шествие кукол», муз. Жилинского. Девочки могут быть куклами, мальчиками- роботами или другими игрушками по их желанию. Дети танцуют под музыку произвольно напрягая  при этом мышцы рук, ног, корпуса. С окончанием музыки дети останавливаются («закончился завод») и снимают излишнее напряжение в плечах, корпусе, руках, наклонившись вперед. Руки при этом висят пассивно («как веревочки»). В дальнейшем предлагаю детям находиться в таком положении до тех пор, пока они слышат звучание аккорда, взятого на педали (то есть,         объединяю с упражнением на   развитие     звуковысотного         слуха). Большое место на музыкально-ритмических занятиях, да и во  всей коррекционной работе отводится пению, которое, как известно, является  важнейшим средством музыкального воспитания. В начале года в группах с ОНР даю, как можно больше распевок на гласные, чтобы раскрепостить зажатую нижнюю челюсть, развивать дыхание и голос. В дальнейшем, когда в подготовительной группе дети выучат все гласные и свободно  смогут  различать их  графические изображения, можно предложить исполнить песни (в основном спокойного характера) без слов, как вокализы. Чередование  гласных можно определять при помощи специальных символов  или карточек с изображением букв. Полезны фонопедические упражнения, например для развития вопросительно-утвердительной интонации я использовала упражнение «Вопросы-ответы» (Емельянов). Вопросительная интонация: У-У, утвердительная  У-У, и т.д. Работа над дикцией  в первый период не ведется.  

Для того чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), предлагаю им простые, веселые песенки-распевки. Многие дети с общим недоразвитием речи в начале года  не в состоянии пропеть весь текст песни с начала  до конца. Дети, которые не могут запомнить текст песен полностью, могут подпевать только припев или звукоподражания типа «тяв-тяв», «топ-топ». Главное в это время, чтобы детям песня нравилась. Выбирая репертуар, соблюдаю следующие условия: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота, запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования песен. Во время пения  успешно формируется  весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В музыкальном воспитании  детей  с нарушениями речи большое место занимает ритмика. Для детей с  нарушением речи  полезны игры с пением и хороводы. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом речи, музыки, выразительность движений- с характером музыкального сопровождения; развивается внимание, чувство коллективизма, ответственность за общую игру. Определенное место на музыкально-ритмических занятиях  отводится сюжетно-образной драматизации, инсценировкам, музыкальным играм, так как они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей. Развитию мелкой моторики способствует в свою очередь игра на музыкальных инструментах. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает чувство ритма,  музыкальный слух (звуковысотные инструменты), тембровый слух. Сначала мы играем на «природных инструментах», заполняя хлопками, шлепками, притопами паузы  в песнях.                                                                                                                           Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Следующий этап-это обучение игре на  «ритмических» инструментах. Обучаю детей различным способам звукоизвлечения. Использую в работе ритмические сказки, истории, в которых дети при помощи инструментов должны изобразить стук дятла (постукивание палочкой по деревянной ложке), кукарекание петуха (на большом металлофоне), теньканье синичек (колокольчик), тиканье часов (терция на большом ксилофоне), звонок в дверь (металлофон) и т.п. Самая трудная задача - научить ребенка с нарушением речи  играть на мелодическом инструменте (металлофоне, ксилофоне). С этой задачей справляются единицы и то к концу  второго года коррекционной работы.  В основном дети осваивают приемы «капельки» (свободная игра по всем пластинкам) и глиссандо, которые используются мной при создании детского оркестра. Включаю в  логоритмические занятия следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти);музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения (укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных);чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения(коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания);упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы (Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям  детей (развитие мышечно-двигательной и координационной сферы);упражнения на развитие словотворчества(расширение активного словаря детей);развитие чувства ритма.                      Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать.  Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

          Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

         Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.          На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.                        Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода  речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.  В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие  возможности.                                                                                          Пение - включает упражнения и  логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

          Формированию  четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.

          В занятия по развитию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

          Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.  На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по  своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Музыкально-ритмические  движения - предполагают упражнения, игры с предметами,  способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.    Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

 Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.  Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

          На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.          Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная  связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.  Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.  Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.   

     Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях;  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание;  счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;  ритмические упражнения;  пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.                                                                                                                Таким образом, в работе с детьми с имеющими нарушения в речевом развитии  использование логоритмики на музыкальных занятиях  является одним из важных  методов, способствующих коррекции речи и двигательной сферы этих детей.

  Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.