Методы педагогической коррекции детей с трудностями поведения и характера.
статья по коррекционной педагогике на тему

 В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность,  пассивность, гиперактивность, вспыльчивость), отстава­ние в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fomina_t.v.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы педагогической коррекции детей с трудностями поведения и характера.

Фомина Татьяна Викторовна

МБДОУ «Детский сад №136» г.о.Самара

Воспитатель

    Первым этапом в работе с детьми, имеющими трудности в поведении и характере,  является педагогическая диагностика.

    Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин  отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими детьми данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.

К методам относят: беседа, наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.

В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:

-Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с воспитателем и сверстниками;

-Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;

-Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;

-Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;

-Формирование ведущих положительных качеств;

-Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;

-Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;

-Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

С детьми дошкольного возраста, а особенно эффективно с агрессивными детьми, можно использовать изотерапию (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)

С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) Можно использовать подвижные игры, способствующие коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и сами родители.

        

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях:

  • Первое направление – это ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля их поведения во время прогулок, использование двигательных упражнений в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Такие игры упражнения направлены на развитие координации и внимания у детей. Им подробно объясняются правила, и демонстрируется каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны все делать по инструкции взрослого и непосредственно под его наблюдением.
  • Второе направление - работа с семьей ребенка, задачей которой, является формирование у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия и общения со своим ребенком.

Коррекционные упражнения для гиперактивных детей.

У гиперактивных детей наблюдается повышенный уровень мышечного напряжения, – особенно в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Частое и регулярное выполнение ребёнком релаксационных упражнений поможет стать ему более уравновешенным и спокойным, а также выработает саморегуляцию.

    Коррекционная работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспектной. Главное ее назначение – преодоление данного качестваВоспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.

   Коррекционная работа с тревожными детьми.

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

  • Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  • Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".
  • Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
  • Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей, имеющих эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера

Случаи осложнения психического развития ребенка дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. [[...

Трудности поведения и характера

В статье даны несколько советов для родителей как вести себя при проявлениях детских капризов, упрямства и непослушания...

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличом

Психолого-педагогическая коррекция детей с церебральным параличем....

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера...

Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных ...

Доклад «Поощрение и наказание в системе методов педагогической коррекции»

Поощрение и наказание  в системе методов педагогической  коррекции...