Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада
статья на тему

Французова Анна Николаевна

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.  

В связи с этим обеспечение реализации права детей  на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frantsuzova.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Родничок"

Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада

Материал подготовила педагог-психолог

А.Н. Французова

Тулун, 2016

Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных мер и способов решения.Решение задач развивающего обучения, профилактика и коррекция отклонений в развитии, возникающие трудности при адаптации, а так же организация образовательной работы с детьми, имеющими трудности в развитии невозможны без психолого-медико-педагогического сопровождения.  

В связи с этим обеспечение реализации права детей  на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

     Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с проблемами в развитии понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. 

Все большее распространение получает  инклюзивное воспитание детей, имеющих трудности в развитии и адаптации. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.  

Стоит отметить, что выявление ребенка с ОВЗ должно начинаться как можно раньше, при поступлении  ребенка в учреждение в возрасте до 3-х лет, при первых педагогических контактахв диаде «ребенок – воспитатель»  необходимо, прежде всего, воспользоваться следующими действиями:

Например, попросить ребенка подать вам какой-либо предмет (дай мне, пожалуйста,  карандаш, машинку, книгу).

Предложить собрать пирамидку, закрыть коробки с подходящими крышками, сложить разрезную картинку, показать части тела (на кукле, на себе).

Понаблюдать за действиями с мячом (как ребенок может удерживать мяч, бросать, катать)

Для того что бы оценить, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, подражает действиям взрослого, можно поиграть с ребенком в пальчиковые игры «Ладушки», покормить «Сороку-ворону». Если воспитатель замечает, что ребенок испытывает значительные трудности при выполнении данных действий, необходимо обратиться к педагогу-психологу. Если при обследовании специалисты выявят у ребенка трудности в развитии или адаптации, ребенок будет направлен на ПМПК и с ним, в последствиибудут, заниматься специалисты ДОУ.

Изучение методических рекомендаций Министерства образования РФ, позволило нам представить следующий алгоритм работы детского сада по оказанию психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии, адаптации,  освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  1. Прежде всего, необходимо наблюдение педагогами  за детьми и своевременное выявлять тех, кто значительно отстает в развитии от сверстников,  испытывает значительные трудности адаптации к ДОУ,  затруднения в освоении образовательной программы ДОУ.
  2. Проведение  психологического и логопедического обследования, с целью выявления нарушений развития и потенциальных возможностей ребенка.
  3. Направление детей на ПМПк. Беседы и заключение договоров с родителями воспитанников о порядке взаимодействия по обеспечению психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.
  4. Проведение заседаний ПМПк с целью выработки рекомендаций по    оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной  помощи данной категории детей на уровне ДОУ. Выявление сложных случаев, требующих рекомендаций ПМПК.
  5. Организация работы  по выполнению рекомендаций ПМПк или ПМПК (создание специальных условий для получения образования детьми  с ОВЗ, сопутствующего медицинского обслуживания, использование индивидуально-ориентированных методов работы с детьми с ОВЗ, отслеживание динамики)
  6. Подготовка к городской ПМПК (беседы и консультирование родителей, подготовка необходимых документов).

Рассмотрим кратко содержание деятельности  специалистов ДОУ при работе  с детьми, имеющими  особые образовательные потребности:

Педагог-психолог:

  • разрабатывает комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий с каждым ребенкомс ОВЗ;
  • проводит  психодиагностическую и коррекционно-развивающую  работу с детьми;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень  речевого развития;
  • составляет индивидуальные планы развития;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, поэтому важнопредусматривать широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий и предметной деятельности.

    Необходимо также организовать активную работу с родителями.  Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое.    Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. 

      В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство.  Главное, чтобы у педагогов было  желание работать с детьми  с особыми вариантами развития,  помогать им занять достойное место в обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Спасибо за внимание!                                                                          

31.10.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная общеобразовательная программа детского сада

Основная общеобразовательная программа детского сада...

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2013-2014 учебный год в группе компенсирующей направленности детей

Мониторинг проводился с целью выполнения  Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...

СПРАВКА по результатам мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №52 «Самолётик» «Радуга» на 2012-2013 учебный год в группе компенсирующей направленности детей от 4 до__5

Мониторинг проводился с целью выполнения  Закона Российской Федерации «Об образовании» ст.32 (п.3. 1), выявления промежуточных и итоговых результатов освоения Основной общеобразовательной програм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Мир открытий» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет

Программа «Мир открытий» – документ нового поколения, разработанный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам современного обще...