Доклад «Поощрение и наказание в системе методов педагогической коррекции»
учебно-методический материал

Поощрение и наказание  в системе методов педагогической  коррекции

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в педагогике обучения и воспитания существует множество различных методов и приемов, но такие методы, как поощрение и наказание, в основном популярны. Каждый, кто имеет дело с детьми, знает, что эти методы помогают развить дисциплину у детей, а также ответственность за их деятельность. Многие педагоги, воспитатели, родители часто или неправильно их используют, или недостаточно продуманы. В результате ожидаются только два результата: в лучшем случае это не педагогически эффективно, а в худшем случае это может привести к неисправимой ошибке, за которую иногда ребенок может заплатить за всю свою жизнь.

Проблема, на мой взгляд, в настоящее время заключается в отсутствии педагогической теории понимания сущности поощрения и наказания как образовательного инструмента. Иногда наказания включают только подвергание жестокому насилию, оскорбление личного достоинства ребенка, а награды - только награды, подарки, бонусы. Иногда, наоборот, любое одобрение считается поощрением, любое осуждение объявляется наказанием. Естественно, наличие таких экстремальных и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается на практике использования наград и наказаний. Поэтому актуальность данного исследования заключается в возросшей важности изучения и оценки возможностей использования поощрения и наказания в учебном процессе.

Целью исследования является изучение и анализ методологии использования наград и наказаний как способа стимулирования активности учащихся в образовательном процессе.

Понятие, виды поощрения и наказания

В настоящее время поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и самыми распространенными и широко используемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование позитивных проявлений личности с помощью высокой оценки ее действий, генерации ощущений удовольствия и радости от сознания других людей, признающих усилия и усилия личности. Поощрение укрепляет позитивные навыки и привычки. Действие этого метода основано на стимулировании положительных эмоций. Именно поэтому это вселяет уверенность, создает приятное настроение для работы (даже трудного), повышает ответственность.

Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предотвращать нежелательные действия, замедлять их, останавливать негативные проявления человека с помощью негативной оценки его действий, вызывая чувство вины, стыда и покаяния. Содержание наказания в старой школе было переживание страдания. Даже такой известный учитель прошлого века, как Н.И. Пирогов, являясь попечителем Киевского района, в учебных заведениях выдвинул систему физических наказаний, в том числе порку, с целью «воспитания верховенства закона», за что подвергался деструктивной критике Н. А. Добролюбова.

Однако многие выдающиеся педагоги прошлого выдвигали идею, что «истинное» образование - это образование без наказаний и наград; это своего рода идеальная гармония между учителем и учеником, стремящимся к познанию добра и красоты в одной вспышке. Такова была точка зрения великого русского учителя К.Д. Ушинского.

Первым советским учителем, сумевшим не только понять принципиально новую цель и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть «механизм» действия этих образовательных инструментов в системе организации учебного процесса, был А.С. Макаренко.

Основное значение наказания А.С. Макаренко видел, что он должен «разрешать и уничтожать отдельный конфликт, а не создавать новые конфликты».

Вообще говоря, награды и наказания представляют собой набор средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Существующая и общая классификация типов и форм этих методов позволяет нам увидеть единство и неразрывность концепций поощрения и наказания, несмотря на то, что может показаться, что типы и формы этих двух совершенно разных методов могут иметь общий. Главная особенность, которая дает общую классификацию видов и форм поощряющего наказания, - это способ стимулировать и сдерживать деятельность детей, способ вносить изменения в их отношения.

1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

ГКОУ МО «Преображение» для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Методическое объединение.

Тема:

«Поощрение и наказание  в системе методов педагогической  коррекции»

Воспитатель Филимонова Е.Э

Февраль  2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методов мотивации двигательной активности

Методы и приемы мотивации детей к двигателньой деятельности...

Поощрение и наказание как методы воспитания.

Материал раскрывает  сущностно важные и эффективные методы воспитания через коммуникацию с ребенком, обличая негативное влияние метода наказания....

Доклад "Поощрение детей в детском саду"

Не стоит использовать в качестве поощрения сладкие призы....

Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка

Материал подгтовлен для родителей и специалистов ДОО "Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка"....

“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”

Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей....

Статья «Наказание как метод воспитания ребёнка.»

Наказание как метод воспитания ребёнка....

Буклет для родителей "Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка"

Буклет для родителей "Поощрение и наказание как методы воспитания  ребенка"...