Картотека игр и упражнений, отражающих притязание на социальное признание у детей дошкольного возраста.
картотека по коррекционной педагогике на тему

Картотека игр и упражнений, отражающих притязание на социальное признание у детей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_priznanie.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений,

отражающих притязание на социальное признание

у детей дошкольного возраста

Задачи:

-привить ребенку новые формы поведения;

-научить, самому принимать верные решения и брать ответственность на себя;

-дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

-осуществить коррекцию аффективного поведения;

-способствовать приобретению навыков саморасслабления.

1. Игра «Король»

Цель: формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.

Ход игры:

Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

После выяснения мнения детей воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т. п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.

Дальнейшее обсуждение:

— Как ты чувствовал себя, когда был королем?

— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

— Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?

— Что ты чувствовал, когда был слугой?

— Легко ли тебе было выполнять желания короля?

—  Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?

—  Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

2. «Ты мне нравишься»

Цель: развивать коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

Ход игры:

Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Дружные ли дети в группе?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

3. «Человек среди людей»

Цель: обучать восприятию ребёнком окружающего мира, людей и себя с любовью.

Ход игры:

Введение в игру: Однажды во дворе дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и торжественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?». Мужчина ответил. «У вас найдётся две минуты, чтобы поболтать со мной? – сказала она. «Конечно». – «расскажу вам одну историю». (Жила была очень красивая кукла, все её любили, а она любила гулять, и однажды, когда отошла она от мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда очнулась, поняла, что она стала калекой).

Вопросы: «Почему девочка обратилась к незнакомому мужчине? «(подвести дошкольников к пониманию, что самое главное в общении – это доверие тому, с кем общаешься).

Условия игры: У тебя плохое настроение, тебе кто-то не нравится, а этот кто-то хочет сидеть только с тобой. Как ты себя поведёшь, что скажешь, каким тоном?

Вспомогательный материал:

Стихотворение про человечка, которого не услышали:

В морозный зимний вечер,

Когда легли мы спать,

Замёрзший человечек

Пришёл в окно стучать.

Впустите! Дайте валенки!

Стучал, стучал, стучал,

Но был он слишком маленький,

Никто не отвечал.

Тогда он догадался,

Как много сил в тепле,

И прыгал, и катался,

И плакал на стекле.

Он слёзы здесь оставил,

Врисованные в лёд,

А сам совсем растаял.

И больше не придёт.

Вопросы: Всегда ли мы слышим друг друга? Почему растаял человечек?

Вывод: Подвести дошкольников к пониманию, что во взаимоотношениях между людьми важно «слышать» друг друга.

4. Упражнение "Клоун смеётся и дразнит слона"

(Тренинг поведения)

Цель: учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей

Ход игры:

Изобразить клоуна, которому очень смешно и он дразнит слона. Можно работать в парах: один ребенок - клоун, другой - слон.

5. Упражнение «Молчок»

(Тренинг поведения)

Цель: развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния.

Ход игры:

Дети произносят текст:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке, звенеть в звонок и т. д.

6. «Вот он какой»

(пантомимика)

Цель: повышать социальную компетентность.

Ход игры:

Каждый участник должен в течение двух минут с помощью жестов, движений и мимики показать смысловое значение слова, которое он вытянул. Остальным предстоит угадать, что изображает играющий. Они могут задавать ему дополнительные вопросы, на которые отвечать следует только мимикой и жестами.

Действия могут быть такими: подметание пола, накрывание стола, чистка туфель, развешивание белья, мытье посуды, езда в переполненном автобусе. Можно изображать походки: балерины, старика, солдата, манекенщицы, человека, у которого жмут ботинки, скрипача, боксера и прочих.

При желании задание усложняется: например, попросите воспроизвести образ какого-либо литературного персонажа или героя фильма.

7. «Мышь и мышеловка»

Цель: развивать коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми.

Ход игры:

Необходимое число играющих 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий находится в круге. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого – то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из круга.

Предупреждение: Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не толкались, не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышка загрустила и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышке, расслабим ножки и ручки, пожалеем её».

8. «Кораблик»

Цель: повышать самооценку ребёнка за счёт накопления реальных навыков и конструктивного опыта.

Ход игры:

Необходимо небольшое одеяло. Число играющих минимум двое взрослых и ребёнок или 5-6 детей. Одеяло – корабль, красивый парусник, дети – матросы, один ребёнок – капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берут одеяло за края и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

9. «Неваляшка»

Цель: : развивать самоконтроль и самоанализ.

Ход игры:

Участников трое, желательно родители и ребёнок, или один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги устойчивы с упором на одну из них. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему подается команда «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают «падающего» и направляют падение вперед, там его снова встречают выставленные руки.   Покачивание продолжается в течение 2-3 минут. При этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

10. «Гармоничный танец»

Цель: коррекция эмоционального состояния.

Ход игры:

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, легко прикасаются ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперёд, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Предупреждение: Не допускать смены ролей, т. е. ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

11. «Жмурки»

Цель: развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности.

Ход игры:

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают  глаза, остальные участники бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!». Схватив участника, водящий угадывает попавшегося, и только после этого снимает повязку.

Предупреждение: Ребёнок не должен долго «жмуриться» в поисках участка. Как только поиск затянулся, нужно поддаться с радостью.

12. «Рыбаки и рыбка»

Цель: учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние

Ход игры:

Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6 человек. Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берутся за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждёт свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые усердно задевают ее спину, слегка постукивает по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней. Они берутся за руки и становятся частью сети. Смена ролей повторяется 2 – 3 раза.

Предупреждение:  Движения сети должны быть в меру агрессивными.

13. «Медвежонок»

Цель: повышать  у дошкольников уверенность в себе.

Ход  игры:

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри круга с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никому.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого–нибудь из детей.

14. «Маски»

Цель: снятие барьера общения через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе

Ход игры:

Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски, бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет на себя любую, остается в ней какое – то время. Можно  исполнить «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Предупреждение:  Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

15. «Соломинка на ветру»

Цель: создание единого образовательного пространства для разностороннего развития личности ребёнка.

Ход игры:

Упражнение выполняется группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка», она встают в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» участники по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок»  заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

16. «Комплименты»

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков.

Ход игры:

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

17. «Лицом к лицу»

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания.

Ход игры:

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего. Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и соприкоснуться частями тела

18. «Я!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Ответы ребенка записываются. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!». Ведущий зачитывает записанные качества. А группа хором повторяет.

19. «Что мне нравится в тебе?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), … » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).

20. «Что я умею делать хорошего?»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

21. «Главная роль»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.

22. Рисование на тему «Я победитель!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

23. «Пожелания»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.

24. «Мой подарок для тебя!»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свой подарок и подарите».

25.«Мой хороший поступок»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке.

26. «Именинник»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Выбирается именинник, который рассказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли, и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»

27. «Ромашка успеха»

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ход игры:

Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток — это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.

28. «Я – лев!»

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Ход игры:

Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

29.«Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

Ход игры:

«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

30.«Ладошки»

Цель: повышение самооценки.

Ход игры:

Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

31.«Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры:

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.

Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают.

«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие сплочённости и сотрудничества у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие сплочённости и сотрудничества у детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Набор игр и упражнений для формирования у детей звуковой культуры речи. Данные игры можно использовать как для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в закреплении поставленных звуков, та...

картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста".

картотека "Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста"....

Картотека игр и упражнений, направленных на ориентировку в пространстве для детей дошкольного возраста

Приложение к презентации для родителей:"Формирование ориентировки в пространстве у детей, ее значение в жизни ребенка"...

Картотека игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данные игры и упражнения направлены на развитие внутреннего мира ребенка, дают представление о разнообразных эмоциях, учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а ...