Картотека игр и упражнений, направленных на ориентировку в пространстве для детей дошкольного возраста
картотека

Михеева Инна Николаевна

Приложение к презентации для родителей:"Формирование ориентировки в пространстве у детей, ее значение в жизни ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx22.37 КБ
Файл vozr._os._detey_4-5.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

«Покажи где у тебя»

Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Воспитатель дотрагивается (или поднимает) до какой-либо части тела и называет ее( это моя правая рука), и просит показать ребенка такую же на своем теле. Игра продолжается по кругу со всеми детьми.

«Солнышко»

Цель: формировать знания о месте расположения частей тела, умение ориентироваться на собственном теле

Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром нос. Воспитатель предлагает расположить недостающие части лица на рисунке. Дети проговаривают, что они делают.

«Аист»

Цель: учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило: Аист отвечает после того, как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры: дети хором обращаются к ведущему – Аисту:

-Аист, аист, длинноногий, покажи домой дорогу.

Ведущий – аист отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

- Топай правою ногой, топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, после правой ногой, после левою ногой, вот тогда придешь домой.

«Танец «Буги-вуги» под пение

Цель: учить ориентироваться на своем теле, повторять движения за воспитателем, развития внимания, памяти.

- Ручку правую вперед, а потом ее назад

- И опять ее – вперед, и немного потрясем.

- Мы танцуем Буги-Вуги, поворачиваем в круге,

- И в ладоши хлопаем вот-так –Хлоп-хлоп!

Далее части тела меняются (руку левую вперед, ногу и т.д)

«Где правая, где левая?»

Цель: учить понимать словесные указания в определении  правой и левой стороны. Развивать быстроту мышления.

Ход игры. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Кто ошибается – выходит из игры, а игра продолжается. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры.

Игру можно проводить и на улице.

«Части тела»

Цель: упражнять детей ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Ход игры. Один из игроков дотрагивается до какой либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит «это моя левая рука». Начавший игру соглашается или нет. Игра продолжается по кругу.

«Лицом друг к другу»

Цель: упражнять в умении ориентироваться на собственном теле и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левый глаз, правое ухо и т.д.

«Замри»

Цель: учить детей воспринимать свое положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило: останавливаться строго по сигналу.

Ход игры. «Дети, сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете свободно двигаться по группе. По сигналу(выключение музыки) вы останавливаетесь – замираете. Я назначу детей, которые должны сказать: «справа от меня, слева от меня…»Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

«Горячо-холодно»

Цель: закрепить знание детей о предметах, находящихся в группе, учить находить предмет по словесной инструкции, используя термины направления в пространстве.

Ход игры. Воспитатель расставляет предметы так, чтобы они были хорошо видны детям, а тот предмет, который надо найти – прячет недалеко. Ребенок ищет спрятанный предмет и если он подходит близко к нему – воспитатель говорит «горячо», а если ребенок идет в другую сторону – «холодно». Предмет можно взять только после того, как ребенок скажет, где он нашел предмет (например: я нашел куклу рядом с машинкой или за машинкой).

«Мяч по кругу»

Цель: учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве.

Игровое правило: не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети, сегодня мы с вами будем играть в игру «мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Дети передают мяч по команде воспитателя вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, за спиной.

«Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: закрепить значение слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Способствовать развитию воображения.

Оборудование: зайчонок, кукла, мышонок, мяч.

Ход игры. Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. И говорит: направо пойдещь - куклу найдешь, налево пойдешь – зайчонка найдешь, прямо пойдешь – мышонка найдешь, назад пойдешь – мячик найдешь. Когда игрушка найдена, ребенок говорит куда он пошел, в какую сторону.

«Угадай, кого загадали»

Цель: развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, обозначающие пространственное расположение предметов.

Оборудование: 3 игрушки крупного размера.

Ход игры. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Воспитатель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном направлении. Затем педагог меняется местами с ребенком и загадывать игрушку буде ребенок.

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указанием воспитателя, с учетом ориентира.

Ход игры. Детям сообщают, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать подсказки и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, куда поворачивал, когда искал игрушку.

«Спрячем и найдем»

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Ход игры. Дети стоят вдоль стены группы. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит6 «Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.

Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

«Что изменилось»

Перед детьми на столе расположены игрушки в 2 ряда(верхний ряд и нижний). Воспитатель предлагает запомнить расположение игрушек и дети закрывают глаза. Воспитатель либо убирает игрушку, либо меняет 2 игрушки местами. Детям надо угадать, что и в каком ряду изменилось.

«Найди клад»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, используя термины направо и налево.

Воспитатель заранее прячет какой-нибудь сюрприз для детей и словесными инструкциями дети его должны отыскать.

«Найди свой домик»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети делятся на группы, каждая встает у импровизированного домика. По сигналу дети разбегаются на полянку в разные стороны. Затем по сигналу «найди свой домик» дети должны вернуться на свои места.

«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: формирование ориентировки ребенка в собственно теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади).

- В правую руку свой мячик возьми, над головою его подними и перед грудью его подержи. К левой ноге не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С ноженьки правой да к левой ноге, да на живот – не запутаться б мне.

«В лесу»

Цель: формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на магнитной доске. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило: выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал: магнитная доска, изображение березы с зелеными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ежик, медвежонок, домик, елочка.

Ход игры: «Дети, я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на магнитную доску березу.

-Как вы думаете, о каком времени года мы будем сейчас говорить?

-Почему вы так думаете?

- А что может находиться под деревом.

Другой ребенок выкладывает гриб, следующий зайца. Выставлю ежика, медвежонка, домик, елочку.

-Покажите правую руку, левую. Расположите справа от дерева ежика, а слева медвежонка.

-С какой стороны от дерева находится заяц, гриб?

- Поставьте слева от дерева домик, а справа елочку.

-Назовите предметы правее гриба, левее ежика.

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, находить середину плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание. На ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в середине ковра, куклу посадить в левый нижний угол и т.д.

«Снежинки»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть верхний, нижний, середина плоскости.

Воспитатель предлагает детям листы бумаги и бумажные снежинки.

По словесной инструкции снежинки нужно расположить на листе.

«Назови соседей»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, определять местоположение предмета относительно другого предмета.

Используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти, например, домик и назвать, что расположено справ от него, что слева и т.д.

«Я еду на машине»

Цель: учить передвигать предмет на плоскости, ориентируясь по словесным указаниям педагога.

Перед каждым ребенком лист бумаги и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в заданном направлении. Например, поехали в центр листа и т.д.

«На, над, под»

Цель: учить правильно использовать предлоги на, над, под. Развивать пространственное воображение.

Материалы: изображение дерева, солнышка, облака, птички, ежа, цветов, грибов, травы.

Ход игры. Вывешивается изображение дерева. На столе раскладываются картинки. Воспитатель предлагает детям все предметы разместить на дереве, под деревом или над деревом. Дети комментируют свои действия.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»                               

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.  Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.

Вам как его родителям важно:

•    Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
•    По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
•    Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
•    Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
•    Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
•    Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
•    Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
•    Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
•    Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Ориентировка в пространстве один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности по физической культуре

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непоср...

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....