Как избежать конфликтов в детском коллективе.июль 2018
статья по коррекционной педагогике на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

   Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей», одна из древнейших на земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_konfliktov_v_detskom_kollektive.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как избежать конфликтов в детском коллективе.

 

   Разногласие, спор, конфликт… Мы часто сталкиваемся с ними в повседневной жизни, на работе, в школе, на улице, в транспорте, в семье. Проблема конфликта между родителями и детьми или её ещё называют «Проблема отцов и детей», одна из древнейших на земле. Ведь ещё Сократ в 5 веке до нашей эры говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей».

Понятно, что конфликты всегда существовали, существуют, и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Поэтому социально значимой задачей для специалистов отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, является организация совместной деятельности с детьми по предупреждению конфликтов, которая строится по следующим принципам:

 

  • добровольность;
  • активность ведущего взрослого;
  • предупреждение открытых конфликтов между детьми;
  • безоценочность;
  • безопасность.

 

Работа по предупреждению конфликтов в детском коллективе ведется на 2 уровнях:

 

1 уровень – это профилактика, которая заключается в создании атмосферы взаимодействия, когда каждый ребенок постепенно понимает, что нужно строить нормальные человеческие отношения со всеми окружающими.

2 уровень – это работа по поводу каждого конфликтного случая.

 

В ходе первичного социального обследования у детей школьного возраста выявляются различные проблемы:

 

  • снижение уровня обучаемости;
  • низкая самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • недоверие к окружающим;
  • рассеянность;
  • тревожность;
  • агрессивность или изолированность от коллектива.

 

Причины проблемных ситуаций, возникающих у детей:

 

  • социальная изоляция;
  • стрессовая, конфликтная ситуация;
  • полнейшее безразличие со стороны родителей к судьбе собственного ребенка;
  • выделение одного из детей в семье, предвзятое отношение;
  • распространение физического наказания (зачастую к этому прибегают родители, с которыми в детстве тоже жестоко обращались).

 

Это так называемые социологические, ситуационные и психологические причины, возникающие в семье.

 

А в детской среде, непосредственно в детском коллективе, преобладают следующие социологические и психологические причины:

 

  • негативное воздействие средств массовой информации (пропаганда насилия и жестокого обращения к детям);
  • травля или буллинг – особый вид психологического насилия в детской среде, в результате которого у ребенка в первую очередь страдает эмоциональная сфера – возникает эмоциональное напряжение, снижается самооценка, появляются беспокойство и тревога, создается проблема в налаживании межличностных взаимоотношений.

 

Дети бывают порой необоснованно жестоки и поводом для издевательств может послужить любая особенность, а именно:

 

  • физические недостатки (ношение очков, двигательные нарушения);
  • особенности поведения (замкнутость, импульсивность);
  • особенности внешности;
  • неразвитые социальные навыки;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе;
  • болезни (речевые нарушения);
  • низкий интеллект и трудности в обучении;
  • национальная принадлежность.

 

Со стороны детей – всевозможные способы воздействия:

 

  • высмеивание;
  • присвоение кличек;
  • бесконечные критические замечания;
  • унижение;
  • объявление бойкота, то есть отказ от общения с жертвой, в результате ребенок отторгнут и находится в изоляции.

 

 

Выявив проблему ребенка, определив ее причину, специалист назначает для себя цели и задачи, которые необходимо решить в процессе работы с ребенком. Составляет индивидуальную программу реабилитации, где планируются конкретные занятия по различным видам деятельности (коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-ориентировочная, игровая), в которых нуждается ребенок.

В разработанной мною программе я планирую как индивидуальные, так и групповые занятия по социально-нравственному воспитанию, которые способствуют предотвращению конфликтов внутри детского коллектива. И начинаю с детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, обязательно проявится позднее, скажется на его и нашей жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности, закладывается именно в дошкольном возрасте, в возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Цикл занятий «Азбука общения» на основы коммуникации состоит из 3 блоков:

 

«Я и моя семья» (Темы занятий: «Кто я такой», «Я среди людей», «Самый дорогой человек», «Привычки хорошие и плохие»). В процессе занятий развиваются самосознание ребенка, чувство собственного достоинства, стремление совершать хорошие поступки, оказание помощи ребенку в оценке значимости семьи в его жизни;

«Мир взрослых» (Темы занятий: «Почему взрослые хмурятся?», «Мы и взрослые», «Легко ли человеку быть одному?», «Хорошие качества людей»).

 

В ходе этих занятий решаются следующие задачи:

 

  • научить детей видеть связь между своими поступками и чувствами взрослых;
  • сформировать представления о разных способах поведения по отношению к старшим (помочь, попросить прощения);
  • развивать способность замечать эмоциональное состояние окружающих.

 

«Среди сверстников» (Темы занятий: «Мальчики и девочки», «Почему бывают драки?», «Легко ли быть справедливым?», «Зачем нужен друг?», «Учусь сочувствовать»).

На этих занятиях дается представление о детях разного пола, дети знакомятся с нормами общения в коллективе, необходимостью считаться с мнением других, подчиняться общим правилам, учатся сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, различать обман и выдумку. В ходе занятий используются коммуникативные игры и различные ситуации для общения, развивающие упражнения, дидактические игры.

C детьми среднего школьного возраста и подростками планируются и проводятся занятия по воспитанию коммуникативной культуры. В своей работе я широко использую материал программы «Навстречу». В этой программе заложен цикл занятий и мероприятий по профилактике конфликтных отношений в детском коллективе. На занятиях подростки получают знания о том, как правильно общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

 

Данный курс помогает:

 

  • наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков и закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков, скорректировать собственное поведение и укрепить чувство собственного достоинства;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе и укрепить уважение к окружающим.

 

В процессе подготовки и проведения занятий используются следующие методы и формы работы:

 

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • коммуникативные игры и упражнения («Ласковое имя», «Кто я?», «Дневник радости», «Поводырь», «Подарки», «Доброе животное» и др.);
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа – упражнения «Страна Икс», «Рисуем чувства», «Психологический портрет друга» и др.);
  • двигательные упражнения («Дождь», «Веселое приветствие» и многие др.).

 

В результате проведенных занятий дети пришли к выводу, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, что в общении большое значение и силу имеет слово. Вовремя сказанное, оно может предотвратить ссору, погасить конфликт в самом его начале:

 

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?"

Рекомендации родителям как избежать и предупредить конфликтные ситуации и истерики на детской площадке....

Консультация для родителей «Как избежать конфликтов и истерик на детской площадке»

На детскую площадку без конфликтов и истерик (несколько простых правил)....

Из опыта роботы педагога- психолога Консультация для родителей: «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое количество времени. Нередко на детской площадке могут ...

«Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое количество времени. Нередко на детской площадке могут возни...

Консультация для родителей «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик»

Консультация для родителей: «Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»...

«Детская площадка. Как избежать конфликтов и истерик?»

Детская игровая площадка - это место, где дети познают мир, пытаются взаимодействовать с другими людьми и вообще проводят достаточно большое количество времени. Нередко на детской площадке могут ...

Как избежать конфликты в детском саду.Советы для родителей

Плохое поведение и конфликты между детьми в дошкольном учреждении — достаточно важный момент социализации ребенка в обществе. Задача взрослых состоит в том, чтобы научит...