Главные вкладки

    Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Афанасьева Юлия Вячеславовна

    Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, который сочетает содержание двух предметов, например, литература и искусствоведение, и два учителя интегрируют содержание своего материала и проводят такой интересный урок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл binarnyy_urok.docx14.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель-дефектолог: Афанасьева Ю.В.

    Методическая разработка на тему:

    Бинарный урок, как эффективная форма проведения

    занятий в инклюзивной образовательной организации

    Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, который сочетает содержание двух предметов, например, литература и искусствоведение, и два учителя интегрируют содержание своего материала и проводят такой интересный урок.

    Этот нетрадиционный формат очень эффективно адаптируется для задач инклюзивной педагогической практики. В зарубежном образовании аналог такого взаимодействия учителей на уроке называется соучительство или двойное преподавание.

    В российском образовании модель проведения бинарного урока была отработана на базе нескольких столичных школ. Задачей было создать эффективную форму бинарного урока, потому что в инклюзии, ресурсное взаимодействие может происходить не только на уровне учреждений, но и во внутреннем взаимодействии. Эти профессиональные связи должны давать новое качество урока. Поэтому недостаточно, если в образовательной организации есть психолог и дефектолог, к которым можно привести ученика потому, что он мешает вести урок или не усваивает математику. Теперь кабинетная модель должна быть разрушена и все эти специалисты, если они работают в инклюзии, должны прийти в класс.  

    Итак, бинарный урок – это занятие нетрадиционного формата, который действительно ведут два педагога. Это интеграция мастерства, методов, подходов и технологических решений. Такой урок обязательно интерактивный, ориентирован не на трансляцию, а на коммуникацию, на двойное учебное взаимодействие, смешение форм, где в одном уроке применяются и индивидуальные и групповые модели взаимодействия, их сочетание и долевое перераспределение фронтальной нагрузки. В процессе такого урока происходит смена профессиональных ролей у педагогов. Благодаря всем этим качествам, форма бинарного урока очень эффективна в инклюзивном обучении.

    Однако в инклюзивной практике форма бинарного урока несколько отличается от уже сложившейся практики. Бинарный урок в инклюзии предполагает партнерство между учителем общей практики и специалистом сопровождения, которые разделяют ответственность и обязанности по планированию и объяснению материала, а также проведению оценочных процедур на уроке для всех учеников в классе. Технологическое содержание этого урока дают пять определений: ответственность, обязанности, планирование, объяснение, проведение оценочных процедур.

    Изменения, которые необходимы для проведения бинарного урока. Во-первых, должно быть желание специалистов попробовать такую форму проведения занятий, во-вторых, должно быть междисциплинарное профессиональное сотворчество.

    Для обеспечения качественного сотрудничества необходима ориентировка на обсуждение. Обсуждается и урок, и функции каждого соведущего, и учащиеся. Доверие друг к другу. Четкое разделение ответственности. При этом оба соведущих владеют общими ресурсами. В данной ситуации ресурсами являются и знания, и дидактические материалы, которыми они делятся друг с другом, какая-то диагностическая информация (если она есть у специалиста, то она становится доступна учителю). Также и, наоборот, у учителя есть определенные знания обо всех остальных детях в классе, то он рассказывает про это второму педагогу. Потому что педагог-дефектолог должен знать, например, не только того особенного ребенка, ради которого он пришел в класс, но и всех остальных детей. Таким образом, общие ресурсы – это очень важный показатель качественного взаимодействия.

    Совместное принятие решений также эффективное средство проведения бинарного урока в инклюзивном обучении. Совместное принятие решений невозможно без доверия друг к другу – это взаимосвязанные элемента. И, конечно же, равноправие, потому что педагог в массовой практике привык доминировать на уроке, и если кто-то к нему на урок приходит, это всегда вызывает внутренний дискомфорт и рождает некоторое отторжение или нежелание взять второго человека на занятие. В этом случае важно избежать позиции наблюдателя. В этом процессе не должно быть наблюдающего. Должны быть равноправные и равноответственные партнеры.

    Для эффективной работы преподавателей и вспомогательных сотрудников следует соблюдать несколько необходимых правил: делиться своими сильными сторонами и потребностями, осуществлять совместное планирование, поддерживать друг друга, соблюдать равноправие, брать на себя часть общей работы. Поддержка в проведении бинарного урока возможна только во взаимодействии педагог–педагог.

    Преподаватель предметник, дефектолог, логопед и т.д. – это все педагоги, только с разной спецификой знаний о ребенке, с разными методами, подходами и стратегиями, с отличающимся профессиональным мышлением. Сочетание всех этих ресурсов дает эффект высокого качества урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новая форма повышения квалификации в образовательной организации

    Материал по взаимодействию логопеда и воспитателя ("Логопедическая школа воспитателей"): цели, задачи, планирование...

    Презентация "Формирование системы оценки эффективности деятельности педагогических работников в образовательной организации"

    Презентация обобщает опыт работы по оцениванию эффективности труда педагогов в ДОУ, раскрывает основные направления в работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, профессионального стандарта воспитат...

    СТАТЬЯ Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций

    Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций....

    Музыкальная викторина как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

    Данная статья посвящена, как вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. Предварительная консультация для родителей , чтобы выполнить домашнее задание.Совместные конкурсы взрослых и воспитанников...

    Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации

    В статье рассматривается процесс социализации детей  в условиях внедрения современных педагогических технологий успешной социализации детей в дошкольной образовательной организации....

    статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме      взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагоги...