Главные вкладки

    Статья по коррекционной педагогике на тему:
    Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников

    Каширина Юлия Васильевна

    Положительные и отрицательные аспекты использования информационно-компьютерных технологий дошкольниками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_po_ikt.pptx2.47 МБ
    Файл ikt_seminar.docx27.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников: положительные и отрицательные аспекты

    Слайд 2

    Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий

    Слайд 4

    ИКТ угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста

    Слайд 5

    ИКТ Синдром дефицита внимания и гиперактивности Нагрузка на зрение Задержка речевого развития Зависимость от компьютерных игр

    Слайд 6

    «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

    Слайд 7

    ИКТ Развитие познавательных способностей Развитие зрительно-моторной координации Повышение самооценки ребенка, развитие интереса и любознательности

    Слайд 8

    В современном мире отказываться от использования ИКТ в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией И спользование ИКТ в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПин .

    Слайд 9

    ИКТ технологии открывают путь дошкольнику в интересный и увлекательный мир, однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослым

    Слайд 10

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Влияние ИКТ на психическое здоровье дошкольников: положительные и отрицательные аспекты

    Детский возраст является важным периодом наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Задачей взрослых на данном этапе развития ребенка является реализация всех способностей и возможностей, которые ему даны.

    Дошкольный возраст является первым периодом психологического развития ребенка и поэтому является самый ответственным.

    В дошкольном возрасте, внутренний мир ребенка еще только складывается, поэтому психика ребенка в этом возрасте наиболее подвержена влиянием окружающего мира.

    Современное образовательное пространство формируется на наших глазах: в последние годы произошло стремительное развитие информационно-компьютерных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека.

    По воле взрослых информационные технологии входят в жизнь детей подчас впервые месяцы жизни:современный ребенок очень рано знакомится с компьютером, ребенок с легкостью обращается с телефоном и игровым планшетом.

    С ростом ребенка влияние ИКТ расширяется и становится все более устойчивым.

    Всё, что смотрят и воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

    Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.

    До сих пор существуют разногласия относительно влияния информационно-компьютерных технологий на психическое здоровье дошкольников.  

    Специалисты по раннему и дошкольному детству зачастую склоняютсяк тому, что информационно-коммуникационные технологиинапрямую угрожают здоровью и благополучию детей дошкольного возраста.

    В ряду основных проблем со здоровьем, которые может доставлять информационно-компьютерные технологии дошкольникам - большая нагрузка на зрение. Длительное зрительное переутомление приводит к снижению остроты зрения, а поскольку глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу сказывается на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

    Другая опасность заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость от использования ИКТ.

    Особенно опасны, в плане приобретения зависимости, компьютерные игры, где ребенок принимает роль компьютерного персонажа. Виртуальная реальность формирует нереальный мир компьютерной игры. Так ребенок в виртуальном мире может вести себя как бесстрашный герой, которому все по плечу, а в реальности, не все так красочно. Так ребенок замыкается в себе, стремится к виртуальному миру, где ему наиболеекомфортно.

    Следует понимать тот факт, что чем дольше ребенок сидит за компьютером, тем быстрее и глубже он погружается в виртуальную реальность. Просиживая за компьютером, игровым планшетом, у ребенка исключается двигательная активность, которая необходима для полноценного развития детей, достигнуть которую можно лишь в активных играх со сверстниками.

    Играя в компьютерные игры, ребёнок не проживает свою жизнь реально, не включён в деятельность - работает только его мозг, в то время как сам он сидит в одной позе и напряжённо смотрит на экран компьютера, по сути будучи отключённым от реального мира. Именно поэтому вытеснение «живых», сюжетно-ролевых игр компьютерными часто вредит психическому развитию ребёнка.

    И если время данных увлечений можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам. По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со взрослыми и сверстниками гораздо меньше, чем с компьютером.  Но это общение – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, дети не могут научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли.

    В последнее время, и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

    При просмотре телевизора или игре за компьютером ребёнок не участвует в вербальной коммуникации - сотни или тысячи слов не произносятся и следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, диалог отсутствует. Вследствие информатизации общества, не у всех детей сейчас развиты навыки коммуникативного общения.

    Для нормального развития ребёнку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, что свидетельствует о том, что информационно-коммуникационные технологии не могут заменить полноценного общения со взрослыми и сверстниками.  

    В последнее время распространен такой синдром, как «синдромдефицита внимания  и гиперактивности».

    Детей с подобным синдромом в дошкольных образовательных учреждениях становится с каждым годом всё больше.

    Многие считают, что феномен «детской невнимательности» в определённой степени связан именно с эффектом мелькания.

    Всё дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребёнка. Ребёнок становится таким же импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии. Ему необходима постоянная внешняя стимуляция, которую он привык получать с экрана.

    Однако, многие ученые считают, что информационно-компьютерные технологии обладают удивительными возможностями при условии, что мы знаем, как сохранить  здоровье и обеспечить развитие детей.Как говорил американский философ Джон Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

    Информационно-коммпьютерные технологии вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша.

    Информационно-коммуникационные технологии являются средством интерактивного обучения, которое, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

    Одним из очевидных достоинств проведения занятий с использованием ИКТ является усиление наглядности: обучающий эффект занятий с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Подобные интерактивные иллюстрации, сопровождающиеся звуками, вопросами сказочных героев, требующими от детей самостоятельных решений и ответов, в процессе которых появляются яркие, позитивные эмоции, создают основу для развития интереса к познанию, способствуют, как закреплению уже изученных тем, так и к познанию нового материала. Таким образом, использование современных информационных технологий является эффективным средством для развития интереса к познанию, а также воспитания, развития творческих способностей, формирования личности.

    Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

    В настоящее время существует огромное количество компьютерныхразвивающихигр для детей разного возраста. Дети с помощью них учатся узнавать формы и цвета, запоминать буквы и цифры, у них развивается способность логически мыслить, воображать. Дошкольники, играющие в развивающие компьютерные игры, отличаются широтой кругозора: у них прекрасно развито представление об окружающем мире. Изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным, так как ребенок не прилагает при этом особых усилий, у него начинает функционировать наглядно-образная память.

    Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации. Дошкольник учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране. Зрительно-моторная координация служит основой для овладения письмом и рисованием.

    Играя в развивающие компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий.

    При игре на компьютере, воспитанники начинают думать прежде, чем делать.Все это означает начало овладения детьми основами теоретического мышления, что является важным  условием при подготовке детей к обучению школе.

    Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

    В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что в значительной мере стимулирует самого ребенка на достижение успехов.

    Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается дошкольник.

    Так, например, игры требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому взрослым довольно просто нивелировать негативное влияние на психику. Необходимо помнить хотя бы два основных способа. Первый: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второй: контроль со стороны взрослых за содержательной стороной игр.

    В заключение, следует отметить, что в современном мире отказываться от информационно-компьютерных технологий в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Информационно-компьютерные технологии являются эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольников, однако информационно-компьютерные технологии не могут заменить педагога, его живого и эмоционального общения с детьми. Признавая, что ИКТ – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что их использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

    При соблюдении всех рекомендаций работа за компьютером не принесёт вреда здоровью ребёнка, компьютер будет верным другом и помощником и ребёнку, и педагогу.

    ИКТ технологии открывают путь ребенку в интересный и увлекательный мир. Однако идти по этому пути ребенку необходимо совместно со взрослыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние мультфильмов на психическое здоровье дошкольника

    В презентации представлены механизмы формирования поведения при промотре мультфильмов, признаки "правильных" мультфильмов, особенности современных мультфильмов, а также схема их анализа....

    Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

    Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается ка...

    Консультация для родителей=Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников=

    Консультация для родителей=Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников=...

    Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

    овВлияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольникВ эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство с...

    Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

    laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...