Конспект НОД для детей с ОНР "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках, умение выделять звук из слов, читать и писать гласные буквы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей-логопедов

Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ОНР.

Тема: "Гласные звуки и буквы А, У, И. О, Э, Ы"

        Муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 «Солнышко»»

        учитель-логопед

Захаркина Наталья Аркадьевна

ноябрь 2017 г.

Цель образовательной деятельности: Закрепление знаний о звуке - букве.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках. Чтение и письмо ряда гласных букв.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов.
  • Закрепить навыки фонематического синтеза.
  • Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
  • Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
  • Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
  • Развивать грамматический строй речи;
  • Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
  • Развивать умение называть слова на заданный звук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
  • Воспитание навыка самостоятельной деятельности;
  • Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: презентация — дидактическая иигра «Четвертый лишний», символы гласных звуков, кружки красного  и синего цвета, карточки с гласными буквами, кинетический песок, камешки.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент: эмоциональная связь с детьми.

Учитель-логопед: Ребята, вы знаете, что бывают разные страны, например, Россия, Франция, Япония, Китай. А мы сегодня с вами отправимся в сказочную страну . Она называется Страна звуков. А сейчас волшебство! Закройте, пожалуйста злазки. Вот мы и очутились в волшебной стране. (презентация слайд 2). А кто мне скажет, что такое звуки? (Звуки это то, что мы произносим и слышим) (слайд 3)

В каждой стране есть президент. В нашей стране России президент В.В. Путин. А в Стране звуков главная Фея Фонетика. (слайд 4) Она прислала вам письмо. Там говорится, если вы правильно выполните все ее задания, то в конце путешествия, вас ждет сюрприз.

1. «Назови имя» Я сейчас буду показывать вам символы звуков, а вы назовите мне имя на этот звук.

На какие звуки вы называли имена?

Какие гласные звуки вы знаете? Почему их так называют?

2. Игра “4-лишний”

Перед детьми предметные картинки: . Дети проговаривают каждую картинку.

  • Как вы думаете, как можно все это назвать одним словом?А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (слайды 5-10)
  • Запомните пожалуйста лишнюю картинку .
  • Припомните, какие картинки были лишними? Какой последний звук в слове: РАКЕТА, АЛОЭ, КИВИ, ПАЛЬТО, КЕНГУРУ,ПЛОСКОГУБЦЫ (слайд 11)

 3. Работа над фонематическим восприятием. Игра: “Повтори-не ошибись”

  • Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:
  • АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫЭИ, ЭОУА, АОЭУ, ИЭЫУ и т. д.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра: “Положи – не ошибись”.

  • Задание: необходимо положить столько кружков (красного цвета), сколько звуков я произнесла. ОУИЫ, Сколько звуков я произнесла, какой первый, второй, третий? Какой последний звук? Какие по цвету кружочки, почему вы положили красные (ответы детей).

5. Динамическая пауза: учитель-логопед предлагает логопатам встать.

Дети произносят гасные звуки за логопедои и выполняют действия

А — подняли руки вверх.

У — руки вперед

И — руки встороны

О — руками сделать овал перед собой

Э — руки к плечам

Ы — ладони зажаты в кулак, локти согнуты

Затем логопед называет только звук, а дети сами выполняют действия.

6. Ассоциативный тренинг

 - Ребята, у Феи Фонетики есть подруга, ее зовут Фея Графика. (слайд 12) Она тоже приготовила вам задание.

 Мы знаем, что гласные звуки на письме обозначаются буквами. А что такое буквы? (Буквы это то, что мы видим, пишем и читаем (Слайд 13) Эти буквы уже приходили в гости, а сегодня прибежали все вместе. На что похожа буква А? Из скольких элементов она состоит? Дети вспоминают стихи-запоминалки:

На что похожа буква А?

Из скольких элементов она состоит?

Два столбца наискосок
Между ними поясок
Написали так друзья,
Получилась буква А.

На что похожа буква У?

Из скольких элементов она состоит?

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.

На что похожа буква И?

Из скольких элементов она состоит?

Буква И наискосок 
Примеряла поясок. 
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.

На что похожа буква О?

Из скольких элементов она состоит?

О - на огурец похожа:
он - овальный, буква – тоже.

На что похожа буква Э?

Из скольких элементов она состоит?

Это - Э с открытым ртом
И большущим языком.

На что похожа буква Ы?

Из скольких элементов она состоит?

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

7. Печатание. Напоминалка: Спинка ровно, локти на столе, ножки вместе. Чтобы все буквы были одного роста, пишите их в коридорчике, слева направо. Ручка дружит с правой рукой, да на правое плечо поглядывает. Тетрадь дружит с левой рукой.

Дети под диктовку записывают гласные буквы: АОУИЭЫ

8. Выкладывание гласных букв на кинетическом песке.

Дети берут камешки и выкладывают из них каждый свою гласную букву.

9. Итог НОД

 - Дети, что мы сегодня закрепляли на занятии? (Гласные звуки и буквы)

 - Почему они называются гласными?

А теперь сюрпризы от Феи фонетики (Логопед раздает значки и конфеты) (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Звук О, буква О.» (для детей 6-7лет)

Задачи:  1) Учить детей определять позицию звука в словах: начало, середина, конец. 2) Закрепить характеристику звука О, развивать умение детей выделять на слух звук О. 3) Продолжать учить дет...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект занятия по фонетике и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Звук [ш]. Буква Ш

Кинезиологические упражнения, которые включены в занятие, необходимо использовать именно в дошкольном возрасте,т.к. самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека от 3 ...

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....