Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;
  • Коррекционно-развивающие: развивать мелкую, артикуляционную моторики, уточнить, активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», развивать фонематические процессы, закрепить произношение звука К изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, закрепить у детей понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», развивать внимание, словесно‑логическое мышление;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_k.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский Сад компенсирующего вида №53 "Сказка"

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР

 "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Подготовила учитель-логопед

Палажникова Елена Владимировна

г. Озерск

2015

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;
  • Коррекционно-развивающие: развивать мелкую, артикуляционную моторики, уточнить, активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», развивать фонематические процессы, закрепить произношение звука К изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, закрепить у детей понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», развивать внимание, словесно-логическое мышление;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование: зеркала, картинка-символ для звукоподражания, артикуляционный профиль звука К, дидактическое пособие «Согласный звук», буква К, счетные палочки, предметные картинки, в названии которых присутствует звук К, наборы цветных фишек для составления звуковых схем, наборы для определения места звука в словах, сюжетные картинки, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Проведем пальчиковую игру «Ветер листики считал».

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибать по одному пальчику

на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

Массаж лица.

«Дождик капает, ручейки бегут» (постукивание подушечками пальцев, поглаживающие движения по общим правилам).

Мимическая гимнастика.

Дождик идет – дети грустные.

Дождик закончился – дети обрадовались.

Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у нижних зубов.

Для губ: «Заборчик» — «Трубочка».

Для языка: «Почистим нижние зубки», «Горка».

  1. Тема занятия.

Назовите персонажей сказки (Красная Шапочка, Серый Волк).

Определите последний звук в слове «волк» (Звук К)

Сегодня мы будем сочинять свою сказку про Красную Шапочку. Поможет нам звук К.

  1. Основная часть занятия.

Изолированное произношение звука К.

Испекла однажды мама пирожков. Она положила пирожки в корзинку и попросила Красную Шапочку отнести пирожки бабушке. Дорога к бабушке лежала через лес. Посмотрела Красная шапочка в окно, а на улице дождик идет. Дождевые капли ударяются о крышу, и при этом получается звук К.

Как дождик капает? (К-К-К)

Акустико-артикуляционный образ звука К.

Уточнение артикуляции звука К по профилю артикуляции (губы в свободном положении, зубы сближены, корень языка ударяется о небо-«потолочек», горлышко «спит»).

Характеристика звука К (согласный, твердый, глухой, обозначаем синим квадратом без колокольчика)

Связь звука с буквой.

Дождик закончился, и Красная Шапочка пошла к бабушке. На опушке леса она встретила зайку. Зайка попросил девочку помочь ему: «Посмотри, Красная Шапочка, это буква К. Помоги мне сделать букву К из палочек».

Клюв раскрыла буква К –

Хочет скушать паука.

На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит – буквой К на нас глядит.

Развитие фонематического слуха.

Помогла Красная Шапочка зайке и пошла дальше. Вдруг слышит, невдалеке завыл Серый Волк. Испугалась Красная Шапочка, вдруг слышит тихий шепот: «Поиграй со мной, а я тебя спрячу». Это клен шелестел листьями.

Игра «Хлопай не зевай».

Как только услышишь звук К, хлопни в ладоши: к, т, м, д, к, ко, от, ак, уф, ны, конь, олень, корова, коза, овца, кошка, баран, свинья, собака, бык, кабан, енот, крот, кролик.

Спрятал клен своими ветками Красную Шапочку, и волк ее не заметил.

Пошла она дальше.

Закрепление звука К в слогах.

Видит на пеньке плачет белка: «Помоги мне, Красная Шапочка, мне в лесной школе дали сложное задание»

Звуковой анализ слогов АК, КУ.

Помогла Красная Шапочка белке и пошла дальше.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Листья осенние»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Покружиться, руки в стороны.

Присесть.

Движения руками вправо, влево.

Подняться, покружиться.

Закрепление звука К в словах.

Слышит Красная Шапочка, опять волк близко подбегает. «Я тебе помогу, только выполни задание» - прошелестел каштан.

Игра «4 лишний»

Определи лишний предмет, объясни.

Лук, капуста, персик, свекла (Лишний персик, так как это фрукт, а все остальное - овощи).

Кабачок, картошка, тыква, баклажан (Лишняя картошка, так как она растет в земле, а остальные овощи на земле).

Определи место звука К (начало, середина, конец) в словах: лук, капуста, тыква.

Красная Шапочка пошла дальше.

Закрепление звука К в предложениях.

Вдруг из-за кустов выскочил Серый Волк и зарычал: «Как я долго тебя искал, Красная Шапочка. Помоги мне составить предложения по картинкам».

Костя копает картошку.

Вика ест конфеты.

Выделить слова со звуком К из предложений.

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Наконец, Красная Шапочка дошла до домика своей бабушки и угостила ее пирожками.

Вспомните, какой звук помогал нам составить сказку (Звук К).

Повторите характеристику звука К (Звук К согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратом без колокольчика).

Список использованной литературы:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Профессиональное образование, 1990
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., ТЦ Сфера, 1999
  3. Ткаченко Т.А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М., ЭГСИ, 1999
  4. Красная шапочка. - Ростов н/Д: Феникс, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР Тема: Звуки [Г Г’].

Подробный конспект подгруппового логопедического занятия на этапе закрепления полученных знаний....

Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....