Конспект занятия по развитию фонетико - фонематических процессов у детей с ТНР в подготовительной группе "Звук Ю. Буква Ю"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сейидова Елена Владимировна

.Вниманию посетителей сайта предлагается конспект по обучению грамоте( развитие фонетико - фонематических процессов) для детей подготовительной группы с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_yu.docx53.84 КБ

Предварительный просмотр:

  №

               

Конспект непрерывной  образовательной деятельности

 ( образовательная область « Речевое развитие»)                                                                    

(формирование  фонетико – фонематических процессов речи).

Подгрупповое занятие для детей  с ТНР, подготовительная группа.

Тема недели: День Победы.

Тема НОД: Звук Ю. Буква Ю.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

      Задачи:

коррекционно – образовательные:

  • Закреплять звук [ю] и букву Ю, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать любовь к чтению, прививать усидчивость.

коррекционно – развивающие:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор, выбирать стиль общения;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;

коррекционно - воспитательные:

  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микро-группах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;

      Оборудование: письмо, палочки, мяч, карточки слов, картинки со словами на букву Ю.

Ход НОД:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям пройти к своим местам за столами, но не садиться на стулья.

- Ребята, внимание! Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те, чьи имена начинаются на согласный звук (дети думают и выполняют указания воспитателя)

Молодцы!

- Ребята,  к нам в группу пришло  письмо (показываю). Что  написано на конверте, я не могу понять, так как все буквы рассыпались, но я надеюсь, что вы мне поможете? (ответы детей) Помогите их собрать. Обсуждаем варианты (Юра). 

- Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Меня зовут Юра, я  ученик первого класса. Я учусь в той же школе, куда и вы скоро пойдете. Я решил вас проверить - готовы ли вы к школе.

Юра прислал задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать, что готовы к школе.

- Вы готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями? (ответы детей)

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы).  Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

Основная часть

1 задание:

- Отгадайте любимую букву Юры? (ответы детей) (Ю)

Это буква «Ю».

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю».

Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показываю). 

Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный? (ответы детей)

- Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем? (ответы детей) А, О, У, Е, Я, И, Ы

- Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки? (ответы детей) Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

- Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите звук Ю? (ответы детей) Два.

- А какие это звуки? (ответы детей) [й] и [у]

Правильно, в букве Ю живут два звука «Й», «У» Но пишем мы только одну букву Ю.

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю: (ответы детей)

Юрта, юмор, юла, Юпитер, юнга.

А сейчас посмотрите как звук Ю обозначается гласной буквой Ю.

2 Задание: Нарисовать букву Ю в воздухе. 

- Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю? (ответы детей)О

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква….(ответы детей) Ю.

3 Задание: Составить букву Ю из палочек.

4 Задание: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу (ответы детей)  (Выключатель)

- Давайте посчитаем, сколько слогов в   слове « Выключатель»? (прохлопываем) 4 слога

- Какой первый звук? (ответы детей) В

- Какой последний звук? (ответы детей) Ль

 Где стоит буква «Ю»? (ответы детей) в середине

5 Задание: Игру «Ты - я»

- Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время и  предлагает поиграть с мячом в  игру «Ты - я».

Становитесь в круг, я бросаю мяч и спрашиваю: Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь, я делаю.  Например:

Ты, Читай –  Я читаю        

Плавай -

Рисуй  -         

Прыгай -

Играй -

Пой -

Бегай -

Кушай -

Стой -

- Где стоит буква «Ю»? (ответы детей) в конце

6 Задание: «Где спрятался звук Ю» 

 

- Ребята, где находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга (ответы детей)

В середине: ключ, тюль, клюв (ответы детей)

В конце: рою, дую, жую, грею (ответы детей)

Физкультминутка «Юрта»

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра – скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

7 Задание: «Добавь букву Ю»

- Ребята, посмотрите на доске написаны слова, но у них потерялась последняя буква Ю, ее нужно будет дописать и прочитать получившееся слово (вызываю к доске по очереди несколько человек, ребенок пишет букву и читает слово)

МО (Ю), РО (Ю), КУ (Ю), ПО (Ю), ЛА (Ю), ВО (Ю), ЖУ (Ю), ДУ (Ю)

Молодцы, все справились!

8 Задание: «Назовите то, что нужно взять в школу»

Ребята, я сейчас прочитаю Юрин рассказ «Как я собираюсь в школу», послушайте внимательно и назовите то, что Юре нужно взять в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я кладу в него….  (ответы детей)  пенал, тетради, учебники, альбом, линейку, дневник (назвать по очереди)

Это все - школьные принадлежности.

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

9 Задание: практическое «Обведите букву Ю по точкам, найдите и раскрасьте спрятавшуюся букву Ю среди других букв»

- Как вы думаете, вы справились с заданиями? (ответы детей) 

- Может ли Юра сказать, что вы готовы к школе? (ответы детей) 

Заключительная часть

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Сколько звуков живет в букве Ю?

- Сколько букв вы будете писать, если услышите звук (ю)?

- Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий, если да, то какие?

- Все молодцы, спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «О».

Конспект занятия для детей 1-2  года обучения во второй половине II младшей группе, когда у детей уже сформированы определённые навыки....

Конспект занятия * по формированию фонетико-фонематических процессов во II младшей группе для детей с ТНР Звук и буква «А».

Занятие для детей II младшей группы 1-2 года обучения с ТНР по формированию артикуляционного праксиса и фонематического гнозиса...

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква Х. Звуки [Х] и [Х\']"

Конспект  занятия  разработан  для  детей  логопатов  старшего  дошкольного  возраста  с  логопедическим  заключением:  тяжелое  наруше...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов у детей в старшей группе «В гостях у художника Карандаша».

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов  у детей в старшей группе   «В гостях у художника Карандаша»....