Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе.

 

Тема занятия: Звук [ А ].

Цель: знакомство со звуком [ А ].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1.  Познакомить детей со звуком [ А ] и его характеристикой ( с опорой на артикуляцию);
  2. Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

Коррекционно-развивающие:

1.  Закреплять понятия “звук”, “слово”, “гласный”.

2. Развивать у детей фонематический слух;

3. Учить определять позицию звука в слове (ударный гласный звук в начале слова);

4. Развивать умение составлять небольшие предложения.

5. Обогащать словарь детей словами – признаками.

6. Продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать зрительную память, произвольное внимание.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; слушать ответ товарища, повторять его, дополнять.

 

Ход занятия

Вводная часть:

   Организационный момент.

Л.  Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим

      им свои улыбки. У вас хорошее настроение?

Д.  Да.

Основная часть:

1.Обьявление темы НОД.

 Л. Сегодня, когда я пришла к вам в садик, мне почтальон принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (достает картинку плачущей девочки и вывешивает на доску).

     Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите?

 Л. Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. У нее очень плохое настроение она не может справиться с заданиями и нам с вами нужно ей помочь и  развеселить ее.

 Л. Какой первый звук вы слышите в слове АНЯ?

Л. Правильно. А  какой звук произносит Аня?

 Л. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

2.Акустико-артикуляционная характеристика звука.

 Л. Давайте произнесем звук [А] (сначала звук произносит логопед, затем дети хором. А после этого логопед просит произнести звук [А] отдельных детей. Анализ  артикуляции звука производится перед зеркалом).

 Л. Чтобы правильно произнести [А], нужно ротик широко открыт, язык спокойно лежит на полу «домика», теплая воздушная струйка выходит свободно, не встречая преград. Возьмите зеркала и произнесите звук [А].

 Л. Звук [А ] – гласный, его можно петь. Обозначать  мы его будем фишкой красного цвета. Кто может повторить какой звук [А]?

 Л. Чтобы выполнить следующее задание нужно размять наши пальчики.

3.Развитие фонематического слуха.

Игра «Определи звук».

Л. Девочка Аня очень любит играть в прятки. Я буду называть разные звуки, а вы как услышите  [ А ], поднимите  красную фишку: У, И, О, А, И, Э, А, У, Ы, О, А.

4.Определение звука в слогах.

Игра «Хлопай, не зевай».

Л. Звук [ А ] подружился с другими  звуками. Мы будем  ловить комарика, как услышим звук [ А ], который подружился с другими звуками: КА, МА, МО, ЛА, НО, НУ, НА, ЛИ.

5.Физкультминутка.

 

Огород у нас в порядке –

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород, поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно стало,

Руки разведены в стороны.

Говорит посторонись!

Отталкивающие движения руками.

6.Определение позиции звука в слове.

Л.  Ребята, Аня подготовила для вас новую игру.  (Вывешивает на доску картинки со звуком [А] в начале слова (в ударной позиции), называет их, выделяя звук [А], просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику).

7.Закрепление звука в предложениях.

Л. Аня просит нас помочь ей  составить предложения по картинкам. Поможем?

Составление предложений  из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок», «Алеша ест арбуз».

Л. Молодцы ребята! Вы и с этим заданием справились.

8. Игра «Назови признак».

Л.  Чтобы Аня не расстраивалась, давайте скажем ей добрые, красивые слова. Какая она?

Л. Я думаю, Ане очень понравилось, ка мы ее назвали. Она   повеселела. И решила с нами еще поиграть.

9.Игра на развитие внимания “Чего не стало”.

Заключительная часть:

Л. Мы справились со всеми заданиями и,  развеселили Аню.

Итог занятия.

Л. А сейчас ответьте мне: Как плакала девочка?   

Л. Какой это звук и как мы его обозначаем?

Л. Почему звук [А] гласный?

Л. В какие игры играли? Что понравилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе «Полянка знаний»

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе...