Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Тема занятия: Звук [ А ].
Цель: знакомство со звуком [ А ].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком [ А ] и его характеристикой ( с опорой на артикуляцию);
- Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
Коррекционно-развивающие:
1. Закреплять понятия “звук”, “слово”, “гласный”.
2. Развивать у детей фонематический слух;
3. Учить определять позицию звука в слове (ударный гласный звук в начале слова);
4. Развивать умение составлять небольшие предложения.
5. Обогащать словарь детей словами – признаками.
6. Продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-воспитательные:
- Развивать зрительную память, произвольное внимание.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; слушать ответ товарища, повторять его, дополнять.
Ход занятия
Вводная часть:
Организационный момент.
Л. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим
им свои улыбки. У вас хорошее настроение?
Д. Да.
Основная часть:
1.Обьявление темы НОД.
Л. Сегодня, когда я пришла к вам в садик, мне почтальон принес письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (достает картинку плачущей девочки и вывешивает на доску).
Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы на ней видите?
Л. Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. У нее очень плохое настроение она не может справиться с заданиями и нам с вами нужно ей помочь и развеселить ее.
Л. Какой первый звук вы слышите в слове АНЯ?
Л. Правильно. А какой звук произносит Аня?
Л. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
2.Акустико-артикуляционная характеристика звука.
Л. Давайте произнесем звук [А] (сначала звук произносит логопед, затем дети хором. А после этого логопед просит произнести звук [А] отдельных детей. Анализ артикуляции звука производится перед зеркалом).
Л. Чтобы правильно произнести [А], нужно ротик широко открыт, язык спокойно лежит на полу «домика», теплая воздушная струйка выходит свободно, не встречая преград. Возьмите зеркала и произнесите звук [А].
Л. Звук [А ] – гласный, его можно петь. Обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Кто может повторить какой звук [А]?
Л. Чтобы выполнить следующее задание нужно размять наши пальчики.
3.Развитие фонематического слуха.
Игра «Определи звук».
Л. Девочка Аня очень любит играть в прятки. Я буду называть разные звуки, а вы как услышите [ А ], поднимите красную фишку: У, И, О, А, И, Э, А, У, Ы, О, А.
4.Определение звука в слогах.
Игра «Хлопай, не зевай».
Л. Звук [ А ] подружился с другими звуками. Мы будем ловить комарика, как услышим звук [ А ], который подружился с другими звуками: КА, МА, МО, ЛА, НО, НУ, НА, ЛИ.
5.Физкультминутка.
Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, поливали огород. | Действия по тексту. |
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. | «Сажают». |
Лето все она толстела, | Показывают руками круг перед собой. |
Разрасталась вширь и ввысь. | Руки в стороны, а затем вверх. |
А теперь ей тесно стало, | Руки разведены в стороны. |
Говорит посторонись! | Отталкивающие движения руками. |
6.Определение позиции звука в слове.
Л. Ребята, Аня подготовила для вас новую игру. (Вывешивает на доску картинки со звуком [А] в начале слова (в ударной позиции), называет их, выделяя звук [А], просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику).
7.Закрепление звука в предложениях.
Л. Аня просит нас помочь ей составить предложения по картинкам. Поможем?
Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок», «Алеша ест арбуз».
Л. Молодцы ребята! Вы и с этим заданием справились.
8. Игра «Назови признак».
Л. Чтобы Аня не расстраивалась, давайте скажем ей добрые, красивые слова. Какая она?
Л. Я думаю, Ане очень понравилось, ка мы ее назвали. Она повеселела. И решила с нами еще поиграть.
9.Игра на развитие внимания “Чего не стало”.
Заключительная часть:
Л. Мы справились со всеми заданиями и, развеселили Аню.
Итог занятия.
Л. А сейчас ответьте мне: Как плакала девочка?
Л. Какой это звук и как мы его обозначаем?
Л. Почему звук [А] гласный?
Л. В какие игры играли? Что понравилось?
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...