Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;

- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале и  конце слова;

- учить детей выделять звук в слогах  и словах (в начале и конце слова);

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать голос и дыхание;

- развивать фонематический слух;

- закреплять понятия «звук» и «слово»;

- воспитывать у детей  умение слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no9_starshaya_gruppa._zvuk_t.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звук Т». Занятие №9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;

- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале и  конце слова;

- учить детей выделять звук в слогах  и словах (в начале и конце слова);

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- развивать голос и дыхание;

- развивать фонематический слух;

- закреплять понятия «звук» и «слово»;

- воспитывать у детей  умение слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания «Топор стучит»;

- предметные картинки на звук Т;

- цветные фишки для ЗБА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент.

Игра «Вспоминай и называй».

Сядет тот, кто вспомнит картинку со звуком П в конце слова.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики.  «Швеи».

Мастера пустили в дело (шагают на месте)

Игры, ножницы, утюг. («шьют», «режут», «гладят)

За шитье взялись умело («шьют»)

Много быстрых, ловких рук. (перекрестные движения руками перед собой),

Получайте свой заказ (предлагают заказ),

Все по мерке, в самый раз (движение руками от головы до ног).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Развитие мелкой моторики.

«НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка (левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка),

Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке),

А наперсток  в тот же миг

К девочке на пальчик ПРЫГ! (дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток),

Говорит иголке: шей! А колоться ты не смей! (шьют, грозят указательным пальчиком левой руки).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения, пощипывание, постукивание по общим правилам. В конце опять поглаживание.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие мимики.

Передать эмоции:

- радость,
- удивление,

- восхищение,

- печаль.

Социально-коммуника-тивное развитие Физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

6. Развитие артикуляционной  моторики.

- Спокойное открывание и закрывание рта.

- Удержание открытого рта под счет до 5

- Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней

- Индюк.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Дыхательная гимнастика.

Нижнедиафрагмальное дыхание:

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем ( рука на диафрагме),

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Глубоко вдохнуть и на выдохе произнести: «Ма-а-а».

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

- Логопед предлагает посмотреть на картинку для звукоподражания: топор стучит (или вагоны стучат) Т-Т-Т-Т-Т.

Со звуком Т мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:

- губы растянуты в улыбке;

- кончик языка касается верхних передних зубов;

- воздух не выходит свободно, он встречает преграду: язык и верхние зубы.

Значит, звук Т – согласный.

- А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук Т.   Горлышко не дрожит. Звук Т – глухой.

Повторение характеристики звука Т  несколькими детьми. (звук Т – согласный, глухой).

Обозначать звук Т мы будем синей фишкой.

Социально-коммуника-тивное развитие Речевое развитие

Игровая деятельность

10. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай – не зевай».

Логопед произносит ряд слогов НА, МУ, КО, ТА, ДО, МЫ, ТУ и др.

Дети хлопают, когда слышат звук Т.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физминутка.  «АИСТ»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу,

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой –

Вот тогда придешь домой.

И. Токмакова.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АТ, УТ.

Выкладывание цветной схемы;

Затем логопед утрированно произносит слог ТА.

Совместно с детьми производит подробный анализ данного слога.

По следам анализа  проводится игра «Живые слоги».

 Двое детей выходят к доске и становятся «живыми слогами»: логопед говорит, кто из них каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.

Логопед (ставит детей рядом и называет получившийся слог) – ЭТО СЛОГ ТА!

-  Назовите, кто стал звуком А? (Оля)

- А кто – звуком Т? (Ваня).

И т.п.

Социально-коммуника-тивное развитие Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность, игровая деятельность

13. Закрепление звука Т  в словах. Дидактическая игра «Домик». 

Определение места звука Т в словах: ТАНК, ТОРТ, КОСМОНАВТ, ТАЗИК, и др.

Дети обозначают местонахождение звука в «домике» - в первое окошко (звук в начале слова) или в последнее окошко (звук в конце слова).

Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы: сколько слогов – столько полосок.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звука П в предложениях.

Составление предложений по картинкам со словами со звуком Т:

МАША МОЕТ БЕЛЫЙ ТАЗИК.

ТОЛЯ ЛЕПИТ ТАНК.

И др.

Составление схемы предложения (количество полосок равно количеству слов в предложении).

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звука П в тексте.

Отгадывание загадок и выделение из текста слов со звуком Т:

ЛЕТИТ – ВОЕТ, А СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. (жук)

- Какие слова со звуком Т встретились в загадке? (ЛЕТИТ, ВОЕТ, СЯДЕТ, РОЕТ).

КТО ТАК  ЗАЛИВИСТО ПОЕТ,

О ТОМ, ЧТО СОЛНЫШКО ВСТАЕТ? ( петух)

- Какие слова со звуком Т встретились в загадке? (КТО, ТАК, ЗАЛИВИСТО, ПОЕТ, ТОМ, ВСТАЕТ).

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Какой это звук?

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Нарисовать в тетради картинки со звуком Т в начале и  в конце слова.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.

Материал для закрепления с воспитателем,

родителями и на индивидуальных занятиях.

  1. Звуковой анализ слогов АТ, ТА, ОТ, ТО с выкладыванием графической схемы.
  2. ИГРА «Хлопай – не зевай» - хлопнуть на звук Т.
  3. Игра «Назови первый, последний звуки» в словах – СОЛДАТ, ТАБАК, ТАНЯ, АТЛЕТ, ТОНЯ и др.
  4. Закрепление понятий «гласный», «согласный» звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;- упражнять детей в делении слов на слоги;- учить определять место звука в слов...