Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- учить определять место звука в словах;

- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов;

- развивать умение составлять предложения и анализировать их;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_24_starshaya_gruppa_zvuki_k_i_k.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки К и Кь». Занятие № 24

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;

- упражнять детей в делении слов на слоги;

- учить определять место звука в словах;

- упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов;

- развивать умение составлять предложения и анализировать их;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуком Кь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент.

Игра «Поймай звук».

Логопед: Где находится звук К в этих словах?

Корова, кот, книга, ковер.  (В НАЧАЛЕ СЛОВА)

Башмак, лак, сук, мак.  (В КОНЦЕ СЛОВА)

Окно, акула, морковь, ласточка.  (В СЕРЕДИНЕ СЛОВА)

Повторение характеристики звука К несколькими детьми.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

2. Развитие общей моторики.  «Коля».

Коля, Коля, Николай,

За собою убирай! (дети идут по кругу друг за другом).

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки (Приседают)

Не в шкафу рубаха («рисуют» в воздухе четырехугольник)

Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой) .

Какие слова со звуком К встретились нам в этой игре?

КОЛЯ, НИКОЛАЙ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Развитие мелкой моторики.

«НАПЕРСТОК»

Вышивает, шьет иголка (левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка),

Пальцу больно, пальцу колко. (Иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке),

А наперсток  в тот же миг

К девочке на пальчик ПРЫГ! (дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток),

Говорит иголке: шей! А колоться ты не смей! (шьют, грозят указательным пальчиком левой руки).

В слове НАПЕРСТОК – где спрятался звук К?  (в КОНЦЕ СЛОВА).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения, пощипывание, постукивание по общим правилам. В конце опять поглаживание.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

5. Развитие мимики.

Передать эмоции:

- радость,
- удивление,

- восхищение,

- печаль.

Социально-коммуника-тивное развитие Физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

6. Развитие артикуляционной  моторики.

- Комплекс упражнений на подъем языка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

7. Дыхательная гимнастика.

Упражнения на развитие воздушной струи «Ныряльщики»: глубоко вдохнуть, задержать вдох, «нырнуть» - присесть. Встать – выдох.

Работа над голосом:

КА-КО- КУ

КА-КО-КУ

КА-КО-КУ

Ударение на выделенный звук.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

8. Тема занятия.

Логопед: Большая дождевая капля падает на зонтик К-К-К!!!

А если маленькая капелька упадет на землю, то мы услышим звук Кь-Кь-Кь (картинка на звукоподражание).

Логопед: Со звуком Кь мы сегодня познакомимся.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука Кь с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:

Звук Кь – согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой. (характеристика звука с использованием пособия «Согласные звуки»).

Повторение характеристики несколькими детьми.

Социально-коммуника-тивное развитие

Речевое развитие

Игровая деятельность

10. Игра на развитие фонематического слуха «Научим попугая разговаривать».

Повторение вслед за логопедом слоговых рядов:

Ки-ке-ки;

Ке-ке-ки;

Ки-ка-ки;

Ку-ки-ке

 И др.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физминутка.  «Зарядка»

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать;

Руки растянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога КИ.

Выкладывание графической схемы с указанием заданных звуков на схеме.

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность, игровая деятельность

13. Закрепление звука Кь  в словах. Дидактическая игра «Домик». 

Дети совместно с логопедом называют картинки, выставленные на доске. Определяют место звука Кь в словах. Затем делят слова на слоги и подробно дают ответ о количестве слогов в слове.

Например: В слове РАКЕТА три слога.

 И т.п.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звука Кь  в предложениях.

Работа над деформированной фразой.

ИГРУШКИ ДЕТИ СОБИРАЮТ.

 ВАЛЕНКИ ВАНЯ НАДЕЛ ТЕПЛЫЕ.

Составление правильных предложений, их анализ, выкладывание схемы.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

15. Закрепление звука Кь в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Кь:

У Калинкина моста

Я поймал в реке кита.

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота –

Вот и нет теперь кита.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Какой это звук?

Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Нарисовать в тетради картинки со звуком КЬ  в начале и  в конце слова.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...